РИГА, 21 апр — Sputnik. На самом деле неудивительно, что Национальное объединение на заседании думы партии решило поддержать Эгилса Левитса. "Левитса нельзя упрекнуть в отсутствии поддержки национальной идеи или в неумении создать политику латышского языка. Он ведь не сказал ничего неправильного. Он симпатичный и милый, только в экономике ничего не соображает", - объяснил в разговоре с Элитой Вейдемане из Neatkarīgā депутат Сейма Александр Кирштейнс.
Остальные депутаты Нацблока, присутствовавшие на заседании, в основном согласились: да, вот такой он латыш, чего от него еще желать...
Уже сейчас ясно, что Эгилс Левитс не может набрать необходимое количество голосов (не менее 51), чтобы "резвиться" в Рижском замке еще четыре года. Левитс отчаянно, будто что-то еще может изменить, пытается добиться хотя бы небольшого прироста популярности: участвует в соревнованиях по спортивному ориентированию, посещает заводы, конференции, крестьянские хозяйства и так далее. Но важно лишь то, как договорятся политики, каковы будут ставки на политические "покупки" и "продажи". В понедельник Нацблок объявил о своих ставках, поддержав кандидатуру Левитса на пост президента.
Вопросы на засыпку
Однако на некоторые вопросы, не касающиеся латышскости или языка, кандидат в президенты вразумительного ответа дать не смог. Один из таких вопросов: ясно, что нельзя избрать президента с 39 голосами ("Новое Единство" + Нацобъединение), значит, придется искать голоса других фракций, но так как кандидат в президенты желает опираться только на национальные силы, что в его глазах собой представляет Союз зеленых и крестьян?
Кандидат растерялся и после паузы ответил, что не считает СЗК силой, недружественной Латвии... Так почему же Левитс за четыре года не нашел времени поговорить с СЗК? Теперь он готов поговорить с "зелеными" и крестьянами. Только, похоже, любовь пришла поздновато. Было бы вовремя, глядишь, "зеленые" и крестьяне поддержали бы Левитса.
Второй вопрос Александра Кирштейна "на засыпку" касался немецких атомных электростанций. "У меня на руках была распечатка производства и потребления энергии. Ветра нет, солнца нет, немцы коптят небо углем и газом. Недостающая энергия закупается у соседних стран. Какой смысл было закрывать АЭС в Германии? Левитс на этот вопрос ответил очень грубо. Он не нашел логических возражений на мои доводы, основанные на фактах о ветряных электростанциях и других способах прострелить себе ногу, — продолжил Кирштейнс. – А я еще хотел спросить, знает ли он, какой процент углекислого газа в составе атмосферы, но понял — не буду больше его мучить. Кто же сопротивляется идее об изменениях в климате? Конечно, меняется! С древних времен, когда тут был четырехкилометровый слой льда. Но это не значит, что теперь мы должны заполнить всю землю ветряными вентиляторами".
На взгляд Кирштейнса, президент — если он умен и дальновиден — может (и должен) влиять на пути развития экономики. А не махать головой, соглашаясь с чушью, распространяемой "зелеными" экофашистами, которыми полна Европа.
Надо было заслушать обоих кандидатов
Ясно, что заседание думы Нацблока было формальным мероприятием якобы в поддержку Левитса, так как было бы некрасиво его не поддержать, четко понимая, что его не изберут. Кирштейнс уверен, что на президентских выборах будет как минимум второй тур. "Все понимают, что Левитс не может набрать больше 39 голосов. Даже если "прогрессивные" добавят десять голосов, будет 49. А "Новое Единство" надеется на третий тур, в котором уже номинирована Сандра Калниете. Конечно, все могут с умными лицами рассуждать, а теперь все вместе отколошматят Россию… А кто подумает о том, как поднимать экономику?" — риторически спросил Кирштейнс.
Он был одним из немногих, кто призывал выслушать обоих кандидатов в президенты – и Левитса, и Улдиса Пиленса от "Объединенного списка", – а потом уже решать, кого поддержать. "Если один претендент выпадет в первом туре, нам придется снова собраться и выслушать следующего, конкретно — Пиленса, — рассуждает Кирштейнс, — в особенности — о национальном вопросе. Но послушайте, что он сказал в интервью Аните Даукште, между прочим, очень хорошем интервью. И не нужно упрекать Пиленса в том, что он в интервью какому-то порталу сказал: "Мы должны учитывать, что мы не мононациональная страна". Съездите в Болдераю, посмотрите, какая там мононация. Конечно, мы хотим быть мононациональной страной, но пока мы таковой не являемся. В Риге латышей 48%, и теперь Пиленс плохой, потому что заметил это?"
Дальше кандидаты будут все слабее
Кирштейнс упомянул, что при голосовании за Левитса трое или четверо членов думы воздержались, один был против. Правда, он не знает конкретно, кто эти "отщепенцы" от общей, светлой и бесспорно прогрессивной цели ("я их не знаю, они из регионов", — говорит Кирштейнс), но иронически добавил: человек, который не собирается баллотироваться на следующих выборах в Сейм, может голосовать как хочет, а многие другие не смеют так поступить, ведь в списке следующий выборов в Сейм такой упрямец может упасть весьма низко.
Но с точки зрения кандидатов в президенты, Кирштейнс предупредил: если Улдис Пиленс не будет избран во втором туре, может оказаться, что понадобится не только третий или четвертый, а, возможно, даже пятый и шестой туры выборов. Но надо понимать, что любой будущий кандидат будет все слабее и слабее. И, да — Кирштейнс прав: не надо больше мучить Левитса.