РИГА, 13 мар — Sputnik. Если закон о службе гособороны и альтернативной службе примут в марте, это позволит провести первый призыв — на добровольной основе — уже в июле этого года. Обязательный же призыв планируется начать с января 2024 года.
Практические вопросы, связанные со срочной службой, еще должен будет решить кабинет министров, определив с подачи министерства обороны точный порядок объявления призыва и определения предельного количества призывников. Также в правилах кабинета министров должна содержаться и сумма ежемесячных выплат срочникам.
Добровольцу вдвое больше, чем призывнику
По данным портала Bb.lv, в Минобороны пока придерживаются той позиции, которая была высказана еще до выборов в Сейм, при предыдущем министре обороны Артисе Пабриксе. А именно: если срочник служит по призыву, то есть принудительно, то он в месяц на содержание получает 300 евро.
Судя по всему, такая же сумма будет выплачиваться и тем, кто будет проходить гражданскую (альтернативную) службу. Эта сумма налогом облагаться не будет.
Кроме того, срочнику будет гарантировано трехразовое питание, он будет проживать в казарме и ему будут выдавать военную форму.
Если же юноша или девушка пойдут служить добровольно, то денежное довольствие удваивается и составит 600 евро.
Что касается самого законопроекта о службе обороны государства, то к нему на этапе третьего (окончательного) чтения подано нетипично много поправок — 84.
В том числе и поправки концептуальные — например, Минобороны предлагает вместо двух законов принять один, включив в этот закон и условия прохождения гражданской (альтернативной службы).
Эмигрировавшие латвийцы не хотят служить
Что касается латвийцев, живущих за границей, то Минобороны разъясняет: повестки эмигрантам посылать не будут, госорганы будут проинформированы о том, что конкретные люди проживают вне Латвии. При этом молодежь из эмиграции призывают добровольно участвовать в СГО. Однако, репортаж TV3 Ziņas из Англии наводит на мысль, что мало кто на этот призыв откликнется.
Один из тех, кто согласился дать интервью, 20-летний житель Питерборо Кристерс Плаудис, живет в Англии с детства. Он с облегчением воспринял известие о том, что участие в СГО для эмигрантов не будет обязательным, идти служить добровольно не собирается.
"Если они скажут, что я предатель страны, то я не считаю себя жителем той страны, если та страна ничего мне не дала. Если она дала мне беды и плохие условия, то я не чувствую, что должен ей что-то вернуть. Будь у меня лучше условия жизни до того, как я уехал в Англию, я был бы готов защищать Латвию, но между ею и мною нет связи", - говорит Кристерс.
Адрианс тоже не планирует добровольно осваивать в Латвии военные навыки: "Может быть, это непатриотично. Я толком в Латвии не жил. У меня нет чувства общности".
Прожившие 14 лет в Англии Эдуард и Кирилл, по их словам, настолько ассимилировались в английской среде, что им трудно полноценно высказывать свои мысли по-латышски. Им легче дать интервью на английском. Они аргументируют свое нежелание добровольно идти служить маленькой зарплатой. Такую в Англии можно заработать за 3-4 дня.
"У меня бизнес сейчас. Его пришлось бы потерять. Были бы потеряны девять месяцев жизни. За 350 евро в месяц. Это растрачивание жизни впустую", - говорит Кирилл.
На вопрос журналистов, что бы они ответили тем, кто считает такую позицию непатриотичной, Эдуард дает такой ответ: "Не вижу, каким образом мой отказ идти служить можно считать предательством. Я горд быть латышом, я не говорю, что я англичанин. Будь у меня средства, вернулся бы в Латвию. Мне нравится та страна, я бы хотел там жить, но из-за обстоятельств я это делать не буду. Если кто-то считает, что мой отказ идти служить - это предательство, я не знаю, что сказать, но вы ошибаетесь. Я люблю эту страну, но всякие военные дела делать не буду".
"Если хочешь связать свое будущее с военной карьерой, это стоит делать. Я не вижу обоснованной причины говорить, что мы не патриоты, если мы не служим. Нет там связи", - отмечает Кирилл.