Запрет на российские нефтепродукты поставил на грань выживания стивидоров в Прибалтике

Евросоюз запретил импорт российских нефтепродуктов, некоторые терминалы в Прибалтике из-за этого могут прекратить работу, если не выработают новую бизнес-модель
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 8 мар — Sputnik. Санкционный запрет на перевалку российских и белорусских нефтепродуктов поставил под вопрос эффективность бизнес-модели и даже выживание латвийских стивидорных компаний с хорошей инфраструктурой и резервуарными парками, пишет Dienas Bizness.
Объем перевалки российской нефти в латвийских портах значительно сократился более 20 лет назад, после того как была остановлена ее транспортировка по трубопроводам в порт Вентспилса, и одновременно начали стремительно развиваться порты в северной части Балтийского моря в Усть-Луге, Приморске, объем транзита нефтепродуктов начал снижаться в 2016 году.
"Пока были возможности (пока не вступили в силу санкции), многие покупатели завозили нефтепродукты из России в Европу, и эта продукция хранится на терминалах, расположенных во многих портах, так что пока ситуация будет спокойной, но трудно предсказать, что произойдет в будущем", - так оценивает положение председатель правления Балтийской ассоциации транспорта и логистики Ивар Ландманис.
Видео
Гулиев: Запад попытается обойти свой потолок цен на нефть, когда увидит его последствия
Он указывает, что не только терминалы, принадлежащие трейдинговым компаниям, но и те, которые занимались перевалкой нефтепродуктов, сейчас могут работать как склады для топлива. При этом на использование существующих резервуаров для хранения нефтепродуктов будут влиять цены на продукцию, которая хранится в них, на мировых рынках.
Он признает, что ситуация на терминалах восточного побережья Балтийского моря очень разнится - например, в Клайпеде, рядом с которой находится Мажейкяйский нефтеперерабатывающий завод и есть выход на снабжение Украины, она хорошая по сравнению, например, с Таллинном.
При этом есть и такие терминалы, где толком не знают, что делать в нынешних условиях, потому что суммарная мощность терминалов значительно превышает потенциал внутреннего спроса.
Ландманис считает, что конкуренция между терминалами по перевалке нефтепродуктов станет намного более жесткой и некоторые из них опустеют.
Нефтяные санкции стран Запада в отношении России вступили в силу с 5 декабря 2022 года: Евросоюз перестал принимать российскую нефть, перевозимую по морю, а страны G7, Австралия и ЕС ввели ограничение цен на нее при морских перевозках на уровне 60 долларов за баррель - более дорогую нефть перевозить и страховать запрещено. Россия в ответ запретила с 1 февраля поставлять нефть иностранным лицам, если в контрактах прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены.
А с 5 февраля заработали санкции в отношении топлива: Евросоюз запретил импорт российских нефтепродуктов, одновременно страны ЕС и "Большой семерки" установили потолок цен на них. Лимит определен в размере 100 долларов за баррель для нефтепродуктов из России, торгующихся с премией к эталонной марке нефти (дизтопливо), и 45 долларов за баррель - для торгующихся со скидкой (мазут).