РИГА, 13 фев — Sputnik. У лиепайских рыбаков появились серьезные конкуренты за местную рыбу - это большие бакланы, сообщает Liepajniekiem.lv.
Раньше с бакланами чаще приходилось встречаться именно ближе к морю, в районе Каросты, где они сидят на моле внутренней акватории. Позднее они начали появляться и на Лиепайском озере, и на реке Барта. Осенью и зимой они все чаще держатся ближе к реке, потому что ищут корм.
"Дело не в том, что эти птицы злые, а в том, что их очень много. В строгой зоне режима озера они создали колонии гнезд. Местность, где они обитают, они практически превращают в зону пустыни," - говорит рыбак Андрей Ивлиев.
Когда 100-150 бакланов одновременно садятся на озеро, это впечатляет, но они съедают всю рыбу.
"Рыболовы съезжаются к нам, наше озеро среди любителей спиннинга номер один, щука тоже есть. Хорошо, часть рыбы съедают бакланы, но они и портят много рыбы. Клюв у них достаточно острый и сильный. Контролирует ли кто-то популяцию взрослых особей?" - задается он вопросом.
Исполнительный директор и ихтиолог общества "Лиепайские озера" Эвальд Уртанс подтверждает, что бакланы создали колонии около реки Барта, которая является частью заповедника. Также птицы прилетают на Лиепайское озеро и едят там рыбу.
В плане по защите природы Лиепайского озера 20-летней давности написано, что замечено 5-6 пар бакланов, сейчас их сотни. По мнению Уртанса, решение необходимо найти: один баклан в день может съесть полкило рыбы.
Член правления Фонда птиц и орнитолог Карлис Миллерс посвятил изучению бакланов несколько лет. По его словам, за последние двадцать лет этих птиц стало больше по всей Европе. Несколько лет назад их популяция начала уменьшаться, но не в Лиепае.
Раньше орнитологов удивляло, что бакланы не гнездятся на Лиепайском озере, однако теперь они там поселились.
"Покой в зоне строгого режима Лиепайского озера очевидно идет этому на пользу. Некоторое время назад на расстоянии насчитал около 100 гнезд, думаю, что на данный момент их больше, так как колонии имеют тенденцию расти. Она зависит от спокойного места гнездования, деревьев для ночевки и базы питания. Второе излюбленное место для создания гнезд — это промежуточные молы порта, изолированная каменная гряда", — говорит Миллерс.
Бакланы — социальные птицы, они живут колониями, даже вне сезона гнездования им нравится держатся своей компанией. Птицы знают расстояние выстрела и в естественной среде не подпускают к себе человека. На променаде, на яхтенных пристанях они смело сушат крылья, потому что знают, что здесь в них никто не будет стрелять.
"Могу сказать — тертая птица, охота тоже ведется коллективно, по сути это загонная охота с охотниками и загонщиками, к тому же они меняются ролями. Они окружают косяк рыб, одна часть гонит, вторая ловит и ест, затем, поменявшись позициями, охотники становятся загонщиками, а загонщики — едоками. В итоге все сыты. Клюв у них острый, как лезвие, с крючком на конце, очень неприятное оружие, если его применяют к человеку, но для волнения нет основания, он на людей обычно не нападает", — рассказывает Миллерс.
Возможно, бакланов в Лиепае стало больше из-за изменения климата, которое меняет популяцию рыб и состав видов рыб в водах. Но появление бакланов — плохая новость не только для рыбаков.
"Вред, который они причиняют, — это уничтожение биотопов, в местах отдыха и гнездования уничтожается растительность, так как испражнения содержат фосфорную кислоту. В зависимости от числа птиц и плотности растительности, это только вопрос времени, как скоро место превратится в землю призраков. Куршский залив, где была их колония, выглядит ужасно — это реально мертвая зона. Засыхают даже деревья, ольха черная, сосны", — рассказывает орнитолог.
Баклан не является охраняемым видом, но он и не включен в список птиц для охоты (эти птицы несъедобны). Но, по мнению Миллерса, охота на бакланов не даст ничего.
"Скандинавы и эстонцы к этому вопросу подходят иначе. Они находят гнезда бакланов, в которых обычно 4-5 яиц, покрывают их жидким парафином, таким образом препятствуя вылуплению новых птенцов. Птица продолжает высиживать, время проходит, никто не вылупился, сезон заканчивается, она улетает", — рассказывает он.
В Латвии так сделать не получится: птицы гнездятся в труднодоступных местах, например на камнях мола.
"Единственное, что могу сказать для утешения, что в природе термина "слишком много" не бывает, это выдумка человека. Если возникает избыток, природа сама это лимитирует, начиная с вирусов и заканчивая нехваткой пищи", — говорит орнитолог.