РИГА, 23 дек — Sputnik, Дмитрий Олейников. Для большого количества наемных работников в Латвии (и не только в Латвии) переход на 4-дневку стал бы очень радостным событием. Сравниться с ним может разве что введение безусловного гарантированного дохода – в Сейме начали было обсуждать эту идею во время пандемии, однако позже все разговоры на эту тему закончились. На самом деле, переход на 4-дневную рабочую неделю был бы крайне серьезным решением, способным повлиять не только на экономику и развитие народного хозяйства, но даже на политику и демографию.
Инициатива, поступившая в парламент, собрала в интернете 11 510 подписей граждан. Автор идеи Денис Мелехов заявил, что с увеличением свободного времени эффективность труда не снизится, зато существенно возрастут удовлетворенность работников и производительность труда. У сотрудников организаций и предприятий появится дополнительное время на обучение и саморазвитие, что также будет иметь дополнительный позитивный экономический эффект.
Во время дебатов в парламенте депутат Янис Вуцанс (Союз зеленых и крестьян) привел следующие данные: "Представитель инициаторов проекта ссылался на компанию Microsoft Japan с 2300 работниками, которая в 2019 году провела пробный переход на 4-дневную рабочую неделю. Было констатировано, что при подобной организации работы на 25% сокращается время отсутствия работников по причине неработоспособности, на 23% - снижается потребление электричества, на 59% - сокращается расход бумаги, зато продуктивность труда вырастает на 40%". Депутат сообщил также, что сейчас в Великобритании на 4-дневную рабочую неделю в режиме испытания перешли 70 предприятий, 86% которых объявили, что сохранят этот график и после завершения испытательного срока.
Представители министерства экономики, конечно, против. Аргументы следующие: введение 4-дневной рабочей недели причинит урон народному хозяйству – общие доходы могут снизиться на 15%. В строительстве, перерабатывающей промышленности, в сфере услуг понадобятся дополнительные работники.
Представители министерства благосостояния отметили, что 4-дневная рабочая неделя теоретически допустима, но, скорее, не как правило, а в отдельных случаях. В свою очередь, Конфедерация работодателей Латвии выступила категорически против. Еще бы: выплата дополнительных сверхурочных никак не входит в планы крупных работодателей. Правда, в Конфедерации работодателей в качестве причин упомянули не сверхурочные, а "снижение внутреннего валового продукта" и "в перспективе, сокращение зарплат работников". В свою очередь, Союз свободных профсоюзов выступил в поддержку инициативы, приведя пример Исландии, где в результате перехода на 4-дневную рабочую неделю у 79% занятых увеличилась производительность труда.
Обсуждение инициативы в Сейме выявило достаточно необычную картину: если интересы "рядовых жителей страны" традиционно защищают представители оппозиции, то в данном случае вышло наоборот. Представители правительственных партий, нет-нет да и выступали "за", это понятно: их электорат, состоящий из наемных работников на госслужбе поддерживает подобную идею, к тому же платить за дополнительный выходной – не им, а из госбюджета. Зато оппозиция, где представлены выходцы из малого и среднего бизнеса, оценивала подобную идею без оптимизма.
Линда Лиепиня из партии "Латвия на первом месте" была категорически против, напомнив, что подобная инициатива уже не в первый раз "проваливается" в парламенте: "Это предложение о 4-дневной рабочей неделе – древняя мечта наиболее развитых стран Европы, за нее боролись профсоюзы и Франции, и Германии. И латвийские профсоюзы поддерживают, это в природе заложено – по возможности меньше работать и получать по возможности больше. Но, думаю, всем понятно, что мы не можем себе этого позволить".
Коллегу по партии дополнил Айнарс Шлесерс: "Я призываю сегодня всех депутатов Сейма голосовать против этого популистского предложения. Какая 4-дневная рабочая неделя? Латвия вымирает, на одного работающего сегодня – два неработающих, средний возраст людей таков, что мы становимся страной пенсионеров. Плюс миграция, люди уезжают. Ну мы же не можем позволить себе довести эту страну до банкротства!"
Янис Рейрс, бывший министр финансов от "Нового Единства", весьма скептически отозвался о предложении: "Так вправе поступать только чиновники в госуправлении, так вправе делать в частном бизнесе. Но это не могут делать врачи, потому что у них рабочий день 24 часа в сутки, не могут санитары, социальные работники и другие…" Экс-министр пояснил – чтобы люди в "круглосуточных" профессиях могли получить лишний выходной, их надо заменить другими: "Это означает, что там, где у нас не хватает работников, мы увеличим дефицит еще на 20%. Социальные работники, полицейские, врачи – их 9000. И раз – плюс еще 20% – 1800 человек. Где мы возьмем этих людей?"
Так, 53 голоса "за", 26 "против", и инициатива была передана в парламент. Для начала в комиссию по мандатам и этике, которой предстоит оценить, куда дальше передать это предложение. Шансов у него, конечно, мало. Бывали случаи, когда переданные инициативы в комиссии зависали там годами, не доходя даже до первого чтения в парламенте.
Кроме того, слишком тесно правительство Кариньша связано с крупными иностранными компаниями, которые не заинтересованы в дополнительных расходах на рабочую силу и сокращении рабочего дня. Да и едва сводящему концы с концами малому бизнесу такой "подарок" совсем ни к чему. Им бы благополучно пережить очередное повышение минимальной зарплаты, что для предприятий означает повышение уплачиваемых в бюджет налогов. В условиях более успешной экономики, возможно, шансы на 4-дневную рабочую неделю у работников были бы повыше. Но успешность экономики зависит от развития экономических отношений с соседними странами и продуманных политических решений, принимаемых властями.