Латвия задумалась о национализации российского нефтепровода

Воинствующий МИД Латвии просит оценить, в силе ли договор между РФ и Латвией от 1993 года, если "процесс утверждения соглашения не соответствует нынешнему пониманию правовой системы Латвии"
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 1 ноя — Sputnik. Власти Латвии намерены провести ревизию межправительственного соглашения с РФ "О совместной деятельности по эксплуатации находящихся на территории Латвии нефтепроводов и нефтепродуктопроводов", пишет BВ.lv.
Документ был подписан сторонами в Москве 2 июня 1993 года. Латвия и РФ договорились о создании совместного предприятия (это компания LatRosTrans – ред.) на базе проходящего по территории Латвии участка российского нефтепродуктопровода Самара – Вентспилс и латвийского нефтепровода и относящихся к ним систем.
На этой неделе совещание государственных секретарей — рабочий орган кабинета министров – рассмотрит договор на предмет возможного пересмотра. Кабмин предлагает остановить действие статьи 4 договора. В ней говорится следующее:
"Данным соглашением Латвийская Сторона гарантирует правовую защиту определенным правам собственности Российской стороны в отношении инвестиций и имущества совместного предприятия, что обеспечивают законодательные акты Латвийской Республики и право собственности Латвийской стороны в отношении имущества этого предприятия. Это имущество не может быть реквизировано, конфисковано или национализировано.
Нефтепроводы на территории Латвии могут стать собственностью Беларуси
Латвийская сторона признает, что юридические лица России, которым принадлежит часть уставного капитала и прибыли создаваемого совместного предприятия по эксплуатации нефтепровода и нефтепродуктопровода, считаются иностранными инвесторами. Их деятельность на территории Латвийской Республики регулируют законодательные акты Латвийской Республики об иностранных инвестициях, это соглашение и другие международные соглашения, в которых участвуют обе Стороны".

"Изменились обстоятельства"

В аннотации к новым правилам кабинета министров ЛР касательно нефтетранзитной инфраструктуры содержится ссылка на ряд международных санкций, которые введены после начала СВО России на Украине. Что же касается соглашения, то с подписания оного "существенно изменились обстоятельства".
"Соответственно современному международному праву, — гласит документ, — любое государство вправе проводить мероприятия против государства, которое нарушает обязательства перед международным сообществом в целом, чтобы обеспечить устранение нарушения и репарации в интересах пострадавшей стороны или в интересах выгодополучателя нарушенных прав".
Здесь Латвия ссылается на принятый ООН в 2001 году Пакт об ответственности государств за международно-противоправные действия. "У всех государств есть право вести контрмероприятия против Российской Федерации", — подчеркивается в документе.

Россия может обратиться в суд

В пакете документов к совещанию госсекретарей содержится кроме прочего отзыв МИД Латвии. Ведомство Эдгарса Ринкевичса "просит разъяснить, в силе ли оно в данный момент, если процесс утверждения соглашения не соответствует нынешнему пониманию правовой системы Латвии о введении международных договоров".
Но нужно отметить, что замечание внешнеполитического ведомства Латвии не принято во внимание.
А вот что приняли — так это точку зрения Минюста. "Обращаем внимание, что в аннотацию проекта правил не включено достаточное юридическое обоснование предусмотренной проектом правил инициативе остановить действие 4–й статьи Соглашения…"
Чиновники ведомства Яниса Борданса обращают внимание на то, что принимается "серьезная инициатива, которой необходимо достойное изучение о соответствии этого решения и его возможных последствий (например, отчуждение имущества) национальному праву и международным обязательствам Латвии и возможным рискам…"
В числе последних Минюст упоминает "риск судопроизводства о возможном противоправном или несоразмерном отчуждении имущества или нарушении защиты инвестиций".
Об этом прямо говорится в самом договоре от 1993 года.
"Возникающие споры между учредителями создаваемого в соответствии с настоящим Соглашением совместного предприятия, в том числе о прекращении деятельности предприятия, подлежат рассмотрению и урегулированию путем взаимных консультаций и переговоров…"
Если стороны не придут к согласию, договор подразумевает, что спор "при специальном согласии каждой из Сторон, полученном в соответствии с их внутренними процедурами, может быть передан в третейский суд".
"Третейский суд будет состоять из трех судей: одного, назначаемого Российской Стороной, второго, назначаемого Латвийской Стороной, и третьего, который будет председателем третейского суда и выбирается первыми двумя судьями. Если первые два судьи не смогут договориться о кандидатуре третьего судьи, третий судья выбирается Председателем Международного Суда. Большинства голосов судей достаточно для принятия решения, которое будет окончательным и обязательным для Сторон в споре. Третий судья уполномочен решать все процедурные вопросы в любом случае, когда в отношении них имеются разногласия", - говорится в документе.