РИГА, 13 окт — Sputnik. Как рост цен на электроэнергию и газ, так и рост цен на продукты и услуги существенно влияют на предприятия общественного питания по всей Латвии. Разработаны разные методы борьбы за выживание. Предприятия общественного питания в Латгалии продолжают работу и делают все возможное, чтобы удержать клиентов, пишет Lsm.lv.
"Зимой мы обязательно будем работать. Пока люди есть, все не так плохо", - рассказала официантка в кафе в Даугавпилсской крепости.
По ее словам, кафе не планирует закрываться зимой, но режим экономии работает, и цены немного выросли.
По ее словам, кафе не планирует закрываться зимой, но режим экономии работает, и цены немного выросли.
"Вечерами, когда нет людей, мы отключаем электричество вообще, а когда есть люди, к сожалению, приходится оставлять включенным, потому что в помещениях темно. Недавно мы поменяли меню, цены стали выше в среднем на 5%, больше поднимать пока не планируем", - поделилась сотрудница кафе.
Янис Приеде, менеджер аглонского кафе Somersēta, не скрывает, что это непросто: "Мы стараемся экономить, тратить меньше электроэнергии, постараемся работать и зимой. Конечно, количество клиентов стало намного меньше, чем летом. Начали экономить, закрываться категорически отказываемся, цены тоже вряд ли поднимем, лучше сами затянем пояса. Работники готовы переходить на минимальную зарплату, лишь бы не закрываться и можно было оплатить счета. Мы экономим, нашли много нюансов, что можно ночью отключить в баре, ресторане. В прошлом месяце счет превышал 3 тысячи евро, сейчас – на 1400 меньше. Значит, мы сэкономили более 1000 киловатт. Цены в кафе поднимать не можем, тогда клиент автоматически исчезнет, поэтому мы боремся".
Конечно, некоторые кафе уже закрылись, многие ушли из сферы обслуживания уже во время простоя в связи с COVID-19, подчеркнула исполнительный директор Латвийской ассоциации гостиниц и ресторанов Санта Грайксте. Она оценила, что доля закрывшихся может достичь даже 30%.
Компании надеются на государственную поддержку, но также важно снижение НДС, как это уже происходит в соседних странах, и что уже привлекает клиентов из Латвии, особенно приграничных, напомнила Грайксте.
"Если новое правительство выполнит те предвыборные обещания и в числе первых рассмотрит вопрос о применении пониженной ставки НДС, это не только позволит бизнесменам направить средства на повышение зарплаты, но и даст возможность не повышать цены на услуги. В Литве ситуация, в том числе благодаря сниженной ставке НДС, намного лучше. Это видно как по количеству клиентов, так и по выбранной ценовой политике. Нам бы не хотелось еще один год видеть, как многие (латвийские – ред.) компании в конце прошлого года организовывали свои корпоративы в Литве и Эстонии. В тот момент это произошло из-за ограничений, но мы не хотели бы, чтобы это произошло и в этом году уже из-за ценовой политики, чтобы наши компании организовывали мероприятия в Литве", – пояснила Грайксте.
Уже ближайшие зимние месяцы покажут, как рост цен на электроэнергию и газ, на продукты и услуги повлияет на индустрию общественного питания.