РИГА, 10 окт — Sputnik, Дмитрий Олейников. Правительство, по сути, раздвоилось. Пока еще – юридически законным являются решения существующего правительства в составе "Нового Единства", "Консервативных", "Для развития/За!" и Национального объединения. Но консерваторы и "За Развитие!" не прошли в новый парламент, а оставшиеся две коалиционные партии вынуждены уже принимать решения с оглядкой на будущих партнеров по коалиции – политиков из "Объединенного списка".
Многие из них еще совсем недавно, находясь в оппозиции, говорили о неразумности проводимой "реформы портов" и критиковали проект строительства Скултского терминала сжиженного газа.
Теперь "Объединенный список" вполне серьезно и публично, на Латвийском телевидении, говорит о необходимости пересмотра решений, принятых по двум упомянутым проектам. "Новому Единству", желает оно того или нет, придется идти на уступки партнерам по коалиции. А значит, сотрудничество между пока еще коалиционными партиями сошло на нет.
По Скултскому терминалу СПГ: уходящий Сейм успел предоставить проекту статус объекта национальных интересов. Однако финансирование проекта со стороны инвестора (как утверждают его авторы) возможно только при наличии гарантий со стороны Latvenergo, что поставленный через терминал газ будет закупаться именно этим крупнейшим в Латвии потребителем газа. Компания Latvenergo сначала отказалась подписывать гарантии, а затем и вовсе подписала с Клайпедским терминалом СПГ договор о покупке 6 тераватт-часов газа ежегодно на протяжении 10 лет.
Позиция Минэкономики, которую изложил госсекретарь министерства Эдмундс Валантис, крайне пассивна. Ведомство воздерживается от рекомендаций, надо ли предоставлять гарантии со стороны государства на покупку газа из будущего латвийского терминала. Депутаты, избранные в новый Сейм по "Объединенному списку", говорят конкретнее. "Сегодня по меньшей мере этот проект надо притормозить, чтобы ответить на все вопросы, которые остались без ответа. Не секрет, что проект продвигался под давлением со стороны политиков. Никто не видел экономического обоснования проекта", - заявил Марис Кучинскис.
Критике подвергается и реформа портов, проведенная правительством Кариньша. Общий поток грузов через порты она не увеличила, однако управление имуществом портов в Риге и Вентспилсе отобрали у местных самоуправлений и передали в ведение образованных государственных АО, с руководством, назначаемым министерствами. Авторы реформы – консерваторы. Интересно, что в Вентспилсе соответствующее АО уже образовано, а в Риге предприятия по перенятию функций от Управления Рижского свободного порта так и нет, несмотря на уже действующие законы.
Министр сообщения Талис Линкайтс считает, что, хотя управление портов надо, согласно закону, ликвидировать до конца этого года, скорее всего, сделано это не будет. Союз зеленых и крестьян провел сбор подписей, который задержал вступление закона в силу, а среди тех, кто активно протестовал против реформы портов, были политики, ныне избранные в Сейм по "Объединенному списку". Их позиция не изменилась. "Объединенный список" считает, что реформа портов – это ошибка, которую надо исправлять. Надо вводить модель, подобную той, что сейчас действует, например, в Лиепае, где за развитием порта надзирают самоуправление, государство и группа портовых предприятий", – говорит Эдгарс Таварс, еще недавно бывший в СЗК, а теперь – в "Объединенном списке".
Пока никаких конкретных решений ни по терминалу в Скулте, ни по реформе портов будущей коалицией не принято. Но они, очевидно, последуют. Председатель правления "Нового Единства" Арвилс Ашераденс заявил: "Понятно, что в коалицию приходят новые партнеры, и нам надо уважать их мнение… Мы открыты к дискуссиям".