Европа – чистый экспортер бензина, но при этом дизеля ей нужно больше, чем она может произвести. Значительная часть этого топлива (более трети) до сих пор поступает из России. В феврале ЕС запретит ввоз российских нефтепродуктов, в том числе и дизельного топлива.
"Когда эмбарго вступит в силу, Европе нужно будет заместить большое количество баррелей дизеля, поступающего сейчас из России, с помощью наращивания собственного производства, увеличения импорта из Саудовской Аравии, Индии или же США, или же придется сделать и то и другое одновременно", — отмечает Эстебан Морено из компании Kpler, специализирующейся на энергетике и сырье.
"Из всех российских нефтепродуктов дизель сложнее всего заместить", — указал ведущий экономист аналитической компании Vortexa Дэвид Уэч.
Однако в росте цен на дизель виноваты не только антироссийские санкции. В последние годы в Старом Свете ускорилось закрытие нефтеперерабатывающих заводов, многие из которых как раз производили дизель.
Кроме того, за последние два года природный газ подорожал в десять раз, что также увеличило цены и спрос на дизель. Во-первых, потому что в процессе его перегонки ключевую роль играет водород, для промышленного производства которого необходим метан. Во-вторых, из-за резкого роста цен в последние месяцы и необходимости сохранить запасы природного газа на зиму, электростанции, промышленность и даже сельское хозяйство перешли на дизель. А как известно, больше спрос — выше цены.
Бьет по карманам потребителей и тот факт, что по сравнению с Америкой и Азией в странах ЕС больше дизельных автомобилей. Дизельное топливо также используют и в грузовых перевозках, что тоже оказывает давление на цепочку поставок и усугубляет инфляцию. Происходит эффект домино: если дорожает дизель, дорожает всё.
Вернуться к исходным ценам или, по крайней мере, сделать их более доступными для семей в условиях неслыханной доселе для нескольких поколений европейцев инфляции, будет непросто. В прошлую среду Международное энергетическое агентство уже предупредило о риске ухудшения мирового дефицита дизеля в 2023 году.