Васильев: украинцы и латыши из ВСУ могут устроить в Латвии вторую часть "кровавого балета"

Поговорили со сбежавшим в Россию гражданином Латвии Сергеем Васильевым о том, что сейчас происходит в стране
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 16 сен — Sputnik, Алексей Стефанов. Публицист Сергей Васильев сейчас в Москве. В Латвии его обвиняют "в пособничестве терроризму" - отправлял гуманитарные караваны в 2014-2015 годах в охваченный гражданской войной Донбасс.
На 28 сентября в Риге назначено судебное заседание по этому делу. Васильев уверен, что в этот день его бы арестовали. И последующие годы он бы провел в тюрьме. Тем более что в Финляндии уже в двух инстанциях именно за эту помощь Донбассу Васильева приговорили к реальному лишению свободы.
"Сейчас задача властей Латвии - подавить любые зачатки сопротивления и одновременно попытаться спровоцировать Россию, - уверен Васильев. - Вот такая сложная задача стоит перед спецслужбами, которые, надо честно признаться, никакие не латышские. Латвия вообще как государство - это аватар. Помните фильм "Люди в черном"? Он начинается с того, что жук прилетает на землю и подселяется в тело к одному фермеру. И вот этот фермер, которого корежит, - это Прибалтика. И под его личиной, личиной Прибалтики, находится тот самый жук. Даже не американское, а еще более глубинное - англосаксонское - государство. И оно управляет всеми процессами на этой территории. Никакого прибалтийского суверенитета нет и в помине".

Испуганные патриоты уже уехали на Запад…

"Прибалтийское общество, латвийское общество очень сегрегировано. Сейчас латыши и русские общаются на бытовом уровне, но, когда дело доходит до политики, это два абсолютно разных, не связанных между собой социума. И с каждым днем эта пропасть растет. Она достаточно искусственная. И вызвана тем, что люди сильно-сильно боятся. Можно говорить о том, какие настроения у русской части общества и какие настроения у латышской части общества", - поясняет Васильев.
Из Риги сбежал русский активист - в Латвии его ждала тюрьма
Но даже их можно разделить на несколько частей, поясняет собеседник. Если начать с латышей, многие из них уехали, "потому что видят, к чему все идет".
"Они прекрасно понимают, что все эти запреты, демонстративные сносы памятников или этот последний ход конем, когда президент Левитс решил стать патриархом, добром не кончатся. Власти будут усиливать разнообразные провокации. Понятно, что даже снос памятников не столько им интересен, им была интересна реакция. Так вот - часть латышского общества понимает, к чему дело идет, и они просто свалили. Рига с начала года потеряла 9 тысяч человек. Для Риги это много", - говорит Сергей.
Он отмечает, что это только официальная цифра, но в реальности она больше, "просто многие еще не оформили свой отъезд". "Они не хотят в этом деле участвовать, но я не скажу, что они пророссийские. Нет. Они просто боятся. Это тоже латышские патриоты. Но испуганные".

…а неиспуганные хотят, чтобы Россия пнула Латвию

"Есть еще латыши, которые не испуганные патриоты. Не проправительственные. Я их нахожу на оппозиционном сайте pietiek. com. Там собираются люди, которые ругают правительство, но по отношению к России у них абсолютное единство с правящей верхушкой. И они рассказывают: то, что мы делаем, это мы оказываем очень большую услугу нашим партнерам из США. Американцы законопослушны. Они не могут вмешаться в Украину, им не хватает оснований. Мы должны эти основания предоставить. Поэтому мы должны провоцировать Россию постоянно. Вот с памятником. Не получилось с памятником, с церковью православной. Не получится с церковью, значит, еще как-нибудь. Но мы должны добиться того, чтобы Россия нас пнула", - продолжает Сергей.
Неиспуганные латыши уверены, поясняет он, когда Россия это сделает, у американцев появятся железобетонные основания вмешаться в ситуацию на Украине. "И тогда все, один американский батальон - и вся русская армия будет бежать до Урала. У них такие верования".
"Это вторая часть латышского общества. Они понимают, что правительство что-то делает неправильно, но не в том смысле, что неправильно по отношению к русскоязычным, а неправильно в каких-то своих внутренних делах, - поясняет Васильев. - Например, что-то с врачами нужно делать, с учителями. Вот, латышские учителя уже выходят на забастовку, но они никогда не протестовали против уничтожения образования на русском языке. Они о другом. Если вы нам денежки добавите, нас все устроит".

Русских задавили репрессиями

Что касается русского общества, то, как говорит собеседник, его очень сильно шерстили и продолжают шерстить.
"Я слышал несколько комментариев, о том, что как-то неактивно почему-то пришли люди к памятнику Освободителям. А откуда взяться активистам? Четыре раза обезглавливали русскую общину. Практически всех, кто может быть коллектором общественных отношений, или вышибли за границу, или посадили. И это продолжалось 30 лет. Гораздо дольше, чем на Украине. На сегодняшний день я с удивлением и ужасом смотрю, как работают спецслужбы по выявлению нелояльных и пресечению даже попытки каким-то образом собраться больше трех", - отмечает Сергей.
Латвийский публицист Сергей Васильев
По словам Васильева, идет круглосуточный мониторинг социальных сетей, мобильной связи, всевозможных мессенджеров. Выявляют людей, которые являются диспетчерами, к кому сходятся звонки, от кого исходят звонки, выдергивают их, проводят с ними беседы, а то и сразу репрессии устраивают. "И репрессии начинаются не на уровне - посадили в тюрьму. Они начинаются с того, что человек с удивлением узнает, что у него закрыты счета, что он уволен, что ему никто не выдает кредиты, а те, которые выданы, просят вернуть в трехдневный срок. Потом начинаются проблемы не только у него, но и у семьи. Потом у людей, с которыми человек контактирует…"
"Вот эта самая система выжженной земли вокруг ненужного человека действует идеально. Она отработана до мелочей. И частные структуры, и государственные действуют как единый организм. Эта методика сейчас приобретает тотальные формы и постоянно совершенствуется. Поэтому не надо надеяться, что в таком режиме, при тотальном контроле 24/7, под колпаком, под которым находится гражданское общество, оно может устроить какой-то протест", - уверен Васильев.
Поэтому, как подчеркивает собеседник, сейчас внутри этого безумия находиться и организовывать пикеты, демонстрации, это примерно то же самое, что организовывать пикеты и демонстрации в оккупированном Минске в 1942 году.
"Тот же результат будет. И поэтому люди разбегаются, разъезжаются или залегают на дно. Много там и слез, и отчаянных таких криков, что пойдемте в последний решительный бой. Но любые акции гражданского неповиновения будут пресечены. Более того, эти акции и ждут. Давайте, выходите быстрее. Но что может противопоставить гражданское общество этой системе. С НАТО воевать?"- говорит Васильев.

Теперь нацпатриоты боятся тишины

"И создалось состояние подпольного гула. Настолько тяжелая тишина, что даже сами латыши у себя в социальных сетях начали делиться недоумением и опасениями. Пишут между собой: странная реакция, если бы они вышли на улицы, 100-тысячные демонстрации случились бы, мы бы с водометами их разогнали, кого-то посадили. Они бы выпустили пар, мы бы выпустили пар и разошлись. А когда эти русские вот так себя ведут, ничего не говорят, ничего не делают, очень нехорошо, все идет не по плану", - подчеркивает собеседник.
Даже депутат Сейма от Нацобъединения Янис Иесалниекс, обращает внимание Васильев, не выдержал и возмутился тем, что от русских нет реакции. Они рассчитывали, что сейчас всех можно будет собрать, огородить и дальше спокойно жить. "Но нет. Пока у них (властей Латвии – ред.) не получилось, но я в них верю. Они ребята затейные. Они что-нибудь обязательно придумают", - уверен публицист.
Именно поэтому от сноса памятников провокаторы от власти перешли к Латвийской православной церкви, законодательно отсекая ее от Московского патриархата, добавляет Васильев. И если в первом случае провокации больше касались молодежи – она чаще ходила к монументу Освободителям, организовала "Ночной дозор", то с церковью - это уже удар по старшему поколению.

Кровь обязательно прольется

Сергей Васильев считает, что власти обязательно придумают новую провокацию, которую русскоязычное общество уже не потерпит.
"Сейчас в Латвию приехало очень большое число украинцев, форма запрещенного в России "Азова" в Риге становится популярной, флаги тоже. А эти ребята немножечко другие. Они не такие вегетарианцы, как местная латышская публика. И латыши, которые сейчас воюют в Донбассе на стороне ВСУ – они тоже вернутся. Уже поднаторевшие, не боящиеся воевать. Я думаю, мы вторая часть этого балета. Гораздо более кровавая. Это то, к чему все идет".
То, что Рига вышла на финишную прямую окончательного решения русского вопроса в Прибалтике, утверждает Сергей Васильев, это видно всем, это понятно. По многим косвенным признакам. Вопрос только в том, когда это начнется и на каком основании.
"Так что ощущение неминуемой трагедии витает над всей русской общиной Латвии", - подытоживает Васильев.