РИГА, 8 сен - Sputnik. В целях экономии в течение ближайшего года большинство опрошенных жителей Латвии готовы отказаться от предметов роскоши и развлекательных мероприятий, показал опрос Kantar.
Большинство латвийцев - 72% - признают, что цены на товары и услуги в месте их проживания значительно выросли. Еще четверть считают, что цены выросли незначительно. Среди подорожавших товаров респонденты чаще всего называют газ и топливо (91%), а также продукты питания и напитки в местных магазинах (87%).
Большинство - 68% - респондентов заявили о росте расходов на электроэнергию, 53% - на газовое отопление, 47% - на водоснабжение. Около трети заявили, что выросли цены в ресторанах и барах, а еще треть сообщила о росте цен на средства личной гигиены и одежду.
Что касается будущего, то 85% респондентов прогнозируют в ближайшее время еще более высокие цены на топливо, 80% – на еду и напитки. Столько же респондентов ожидают еще более высоких счетов за электроэнергию, 71% - за газовое отопление и 67% - за водоснабжение. Половина опрошенных уверены, что посещение бара или ресторана будет обходиться все дороже, а около 45% готовятся к росту цен на средства личной гигиены и одежду.
В ожидании роста цен жители уже планируют, на чем можно сэкономить. Более 70% опрошенных надеются сэкономить на предметах роскоши, 57% - на развлечениях. Почти половина - 49% - хотят отказаться от улучшения жилищных условий в ближайшие 12 месяцев, а 48% ограничат социальную активность.
Будут покупать меньше новой одежды 45% респондентов, 41% откажутся от трат, связанных с хобби. Около 40% респондентов откажутся от возможности учиться, и столько же попытаются экономить электроэнергию. Последнее, на чем планируют экономить респонденты, - продукты питания. Этот вариант отметили 31%.
Как отметил экономист банка SEB Дайнис Гашпуйтис, налицо признаки того, что граждане начинают расставлять приоритеты и корректировать расходы, потому что ощутили давление на свою покупательную способность.
"Некоторые предприниматели попытаются удержать внимание покупателей с помощью дисконтных акций, а население начнет отказываться или сокращать потребление товаров и услуг, которыми оно не пользуется повседневно. Изменения в потреблении не будут линейными, и посетители кинотеатров и ресторанов не исчезнут полностью", - считает эксперт.