РИГА, 26 авг — Sputnik, Дмитрий Олейников. Рижская дума приняла решение об учреждении нового юридического лица - "Рижского порта", - в ведение которого перейдет управление портовым хозяйством и прилегающими территориями.
Согласно принятым в этом году поправкам к "Закону о портах", которые предусматривают переход крупнейших портов Латвии в ведение государства, до 1 сентября Рига должна была учредить новое общество капитала, которое займется управлением портом. "Рижский порт" учреждается как акционерное общество с основным капиталом в 35 000 евро, где 40% будет принадлежать Рижскому самоуправлению, а 60% - министерству сообщения, министерству финансов, министерству экономики и министерству защиты среды и регионального развития.
До конца этого года, согласно изменениям в законе, будет ликвидирован нынешний управляющий портом – Управление Рижского свободного порта.
Вместе с этим Рижская дума утвердила связанные с портом правила – о развитии административных территорий, находящихся на территории порта. Рижский порт занимает особое место в жизни города – он располагается на 11% территории Риги по обоим берегам Даугавы. Площадь порта составляет 6,348 тысячи гектара. На его территории работает более 200 предприятий, которые обеспечивают рабочие места для более чем 4000 человек, а суммарный вклад в ВВП страны в 2020-м году составил 250 миллионов евро.
Реформа портов, в ходе которой кабинет министров инициировал поправки к Закону о портах, изначально подавалась обществу как шаг, необходимый для успешного развития этой отрасли народного хозяйства. Но, по сути, она предусматривала только лишь одно – уменьшить контроль самоуправлений над крупнейшими портами страны (Рига, Вентспилс) и передать эту функцию правительству - в лице представителей министерств, которые будут занимать места в советах соответствующих предприятий.
Учитывая заявления о второстепенном значении транзита для экономики, которые ранее делал премьер-министр Кришьянис Кариньш и общую геополитическую ситуацию с санкционными войнами против главного партнера латвийского портового хозяйства, становится очевидно, что никакого экономического рывка в оборотах транзита от создания нового управляющего предприятия ждать не приходится.
Судя по всему, новый управляющий портом намерен сосредоточить усилия на освоении сухопутной территории порта. Так, среди стратегических задач "Рижского порта" указаны: развитие порта как среды, дружественной и безопасной для города и общества, соответствие принципам "цифрового порта", увеличение конкурентоспособности, экономическое развитие Риги и ареала Рижской метрополии. И прочие декларативные задачи, ни в одной из которых не упомянуто водное хозяйство, судоходство, развитие непосредственно портовой инфраструктуры, причалов и пр.
Для сравнения, основные функции Управления Рижского свободного порта включали в себя разработку, внедрение портовых правил и контроль над их выполнением; разработку и реализацию программы развития порта, обеспечение безопасности судоходства, заключение договоров с коммерческими обществами об их деятельности в порту и пр.
Учитывая вышесказанное, с изменением управляющего в ближайшие годы Ригу ждет активное освоение (читай – распродажа) портовых территорий. Профильная деятельность и развитие транзита отодвинуты на второй план.