РИГА, 11 июл — Sputnik. "Не берусь ничего прогнозировать дольше дня", — так озаглавлено интервью Diena председателя правления Ассоциации торговцев топливом Оярса Карчевскиса.
Он утверждает, что стоимость горючего на заправках — "это только цифра". По его мнению, через какое-то время люди привыкнут.
"В латвийской ситуации, — продолжает господин Карчевскис, — по сути надо говорить о биржевых ценах на бензин и дизельное топливо. И во всей этой цепи ценообразования можно наблюдать — чем ближе к какому-то государству есть Россия, тем более у него была зависимость от России, тем больше цены. Поэтому в Финляндии, Швеции, Норвегии, у нас — везде цены высокие. Цены ниже там, где продолжается получение нефти по трубопроводу из России в Западную Европу. Поэтому низшие они в Венгрии. Там очевидно цены, по которым покупается нефть, совсем другие. То есть государствам, которые ближе всего к границам России и Беларуси, в данный момент труднее всего как по экспорту, так по получению сырья. И это относится не только к нефтепродуктам, но также ко всему остальному".
Сейчас Латвия получает топливо с двух нефтеперерабатывающих заводов — финского в Порвоо и польского в Мажейкяе (Литва). Глава ассоциации поясняет: "Из Беларуси мы перестали покупать уже с августа прошлого года, но в этом году также из России. Хотя в принципе так называемый шестой пакет санкций ЕС на нефтепродукты полностью нужно задействовать до 3 февраля будущего года".
"Потенциальные альтернативы есть, - продолжает Карчевскис, - но они очень дорогие, ибо танкерам тогда нужно идти через проливы Балтийского и Северного морей. Еще можно говорить о заводах на территории Польши, но в любом случае названные мною два завода оптимальны. В действительности Мажейкяйский завод со своими планировавшимися 10 миллионами тоннами мощности переработки в год был спроектирован с целью снабжения трех балтийских государств и Калининградской области".
При этом ЛР обладает топливными запасами на 90 дней, 82% хранится в Латвии, но пока надобности в их применении глава Ассоциации не усматривает. "Ни одного мига, не было ситуации, когда топлива не хватало", - заявил он.
Относительно снижения акцизного налога с нынешних 41 цента за литр до минимальных 33 центов Карчевскис высказывается скептически: "Однако это оказало бы существенное воздействие на доходы государственного бюджета — в размере примерно 100 миллионов евро в год".
Относительно "топливного туризма" в соседние страны он также не впадает в уныние — хотя в ЛР литр дизельного топлива и выше на 5 центов, чем в Литве или Эстонии, такие поездки не окупятся.