Танцы на костях: националисты Екабпилса вскрыли могилу советских воинов

Дума Екабпилса без согласования с российской стороной, в нарушение закона демонтировала мемориал с воинским захоронением
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 15 июн — Sputnik, Айнарс Берзин. При сносе мемориального ансамбля воинам Красной армии в Екабпилсе обнаружены останки командующего артиллерией 22-й армии 2-го Прибалтийского фронта генерал-майора Сергея Петровича Куприянова и гвардии полковников Гавриила Куприяновича Шарикалова и Сахабутдина Галяутдиновича Газеева.
Происходящее настолько бесчеловечно с позиций общественной морали и этики, что вызывает отвращение. Напомним, в этом году Сейм спешно принял закон, позволяющий сносить не только мемориалы, это касается и воинских могил. А ранее с оговорками депутаты правящей коалиции с формулировкой "приостановили" частично расторгли двухсторонний межправительственный договор 1994 года между Латвией и Россией о защите воинских захоронений.

Екабпилсский некрореализм

То, что творится сейчас в Екабпилсе, выглядит и является осквернением человеческих останков. Именно так, не иначе – пляски на костях. Это публичное проявление политической некрофилии под восторги местных националистов. Здесь мэр Екабпилса Райвис Рагайнис от формально либеральной партии "Зеленых" вырвался на место лидера – еще бы, Рагайнису удалось победить мертвого советского генерала.
Война против памятников в маленьком провинциальном городе на берегу Даугавы началась не сегодня и не вчера, как мы уже сообщали. В ночь на 24 февраля 2021 года экс-мэр Екабпилса Гундарс Калве украл с братской могилы павших во Второй мировой войне на улице Ригас 76,2-мм артиллерийскую пушку без лафета. По словам вандала, он сорвал пушку с помощью фронтального погрузчика и утопил в Даугаве. Орудие до сих пор не найдено, но участие в преступлении на следствии Калве признал. Ему предъявлено обвинение по части 3 статьи 228 Уголовного закона — об осквернении кладбищ. Находясь под следствием, Калве в первом квартале этого года посетил Украину и заявил, что вступил там в латышский легион ВСУ – "добробат", в котором отметились еще несколько резидентов Латвии.
В Екабпилсе вскрыта братская могила советских офицеров
Дело экс-мэра Калве продолжил мэр Рагайнис. Этот глава самоуправления Екабпилса заявил, что братская могила в сквере на улице Ригас и мемориал девяти Героям Советского Союза являются "кусками бетона". Как сообщил муниципальный глава, "в настоящее время на улице Ригас уже создан парк, но после демонтажа памятников самоуправление надеется обустроить в нем детские игровые площадки".
Знает ли Рагайнис, что он воюет с латышскими именами? В освобождении 30-километрового Крустпилсского плацдарма от нацистов группы армий "Север" участвовал 130-й Латышский стрелковый корпус – латыши, многие из которых погибли на этих берегах Даугавы. И что среди русских, украинских, татарских имен на мемориале выбито имя Героя Советского Союза Отомарса Ошкалнса – латыша, с честью воевавшего за мирную Латвию. Вряд ли популист Рагайнис из партии "Зеленых", позиционирующих себя как "толерантные евролибералы", задумывается о том, как омерзительно он выглядит для потомков ветеранов 130-го Латышского стрелкового корпуса РККА.

Люди, имена и ордена

Город Крустпилс – ныне часть Екабпилса, был оккупирован 29 июня 1941 года. Освобожден 8 августа 1944 года войсками 2-го Прибалтийского фронта под командованием генерала Андрея Еременко в ходе наступления на Рижском направлении. Плацдарм обороняла Крустпилсская группировка гитлеровских войск в составе 24, 23 и 389-й пехотных дивизий, входивших в дивизионную группу полковника Штремпеля. Солдаты и офицеры командующего 130-го Латышского стрелкового корпуса генерал-майора Детлавса Бранткалнса и командира 90-го стрелкового корпуса Эрнестса Седулиньша форсировали реку Айвиексте во взаимодействии с 5-м танковым корпусом, прижали части вермахта к Западной Двине, уничтожили и взяли города Крустпилс и Гостини.
Особенности предстоящей операции характеризовал начальник штаба 130-го Латышского стрелкового корпуса генерал-майор Петерис Бауманис. Он писал: "Получив приказ развернуть фронт корпуса на 90 градусов и наступая в юго-западном направлении, во взаимодействии с танкистами окружить и уничтожить группировку в Крустпилсском районе, притом на подготовку операции и перегруппировку войск отводилось только 12 часов".
В Екабпилсе вскрыта братская могила советских офицеров
Бой за город Крустпилс 7 августа 1944 года начался ураганным огнем артиллерии армии, которой командовал генерал-майор Куприянов. В наградном листе генерала от 20 августа 1944 года командующий 22-й армии генерал-лейтенант Коротков записал: "В результате умелого боевого руководства мощным огнем артиллерии армии нанес огромный ущерб в живой силе и технике противнику". Генерал Куприянов не оставил позиции артиллеристов во время налета вражеских самолетов, продолжая руководить боем. Прямым попаданием бомбы 17 августа 1944 года в 16 часов генерал-майор артиллерии был убит на поле боя. Награжден орденом Отечественной войны I степени – посмертно. Похоронен в Крустпилсе (Екабпилсе).
Именно его прах вчера эксгумирован при разрушении воинского мемориала. Рядом – два имени. Гвардии полковник Гавриил Куприянович Шарикалов, служил в 43-й гвардейской Латышской стрелковой дивизии, затем командовал артиллерией 130-го Латышского стрелкового корпуса. За личные мужество и героизм в 1943 году был отмечен орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красного Знамени. Погиб 19 августа 1944 года во время минометного обстрела противником командного пункта. Гвардии полковник Сахабутдин Галяутдинович Газеев – из Татарстана. В Великой Отечественной войне участвовал с июля 1941 года, три раза ранен и два раза контужен. Начальник автобронетанковых войск стрелкового корпуса. Погиб на боевом посту 20 августа 1944 года в Крустпилсе, посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.

Морально-этическое падение

Конечно, мэрия Екабпилса заявила, что останки будут перезахоронены. Хотя вопрос даже не в этом – проблема в том, насколько легко и непринужденно муниципальные чиновники позволяют себе разрывать могилы, выкапывать останки павших и распоряжаться ими по своему собственному желанию. Законодательство Латвии избавило муниципальных боссов от этических и моральных сомнений – гробокопателям, как указывают новые государственные законы, теперь дали зеленый свет, а такие инициативы, скорее, приветствуются, чем осуждаются, со стороны национального электората.
В Екабпилсе вскрыта братская могила советских офицеров
Разорение могил и глумление над останками чаще встречается в неразвитых странах, в первобытных или в абсолютно авторитарных обществах, где ценности морали деформированы правилами и законами. Например, юные патриоты "великого рейха" из "Гитлерюгенда" играли в футбол черепами из разрытых еврейских могил, а диктатура фюрера не видела в этом ничего особенного. Отношение к мертвым, к ушедшим, к предкам является важнейшим тестом на человечность. В данном случае за жителей Латвии можно в целом порадоваться – далеко не для всех границы морали настолько широки и либеральны, как для мэра Рагайниса. И конечно, далеко не все жители Екабпилса выразили согласие с действиями гробокопателей. Реакция там эмоциональна: "За такие поступки придется ответить на Высшем суде".
Если смотреть на все это с позиций прецедентного права, то Латвия тут далеко не первая – останки воинов-освободителей выкапывали, цинично комментируя свой вандализм, на Украине и в Польше. Но теперь это пришло в Латвию – где, например, на братском захоронении в Вайноде покоится более 20 тысяч советских солдат и офицеров РККА. А всего в Латвии около 650 воинских мемориалов, часть из которых, к сожалению, уже демонтирована и разорена. Что будет дальше с тенденциями дикарских политических ритуалов с частями скелетов?