РИГА, 26 мая - Sputnik. В Риге 20 мая прошло шествие "против наследия СССР". Люди прошли от памятника Свободы до памятника Освободителям в поддержку варварской идее правительства о сносе памятников эпохи ЛССР. Все это на фоне развернувшейся в Латвии русофобской кампании, пестрящей не только предложениями сносить памятники, но еще и всяческими инсинуациями по поводу того, куда девать русских Латвии, которые хотят сохранить свою культуру, язык и ценности.
Публицист Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин в еженедельном обзоре для Sputnik Латвия обсуждают прошедший марш и грядущие перспективы событий, разворачивающихся в стране.
Реабилитация нацизма в Латвии
"Это была, безусловно, манифестация нового крепнущего неонацизма в Латвии. Я обратил внимание, что его носителями сейчас являются в большей степени не те, кого мы привыкли видеть и условно называть "хуторяне", а современный креативный класс. Офисная интеллигенция. Мне кажется, они сейчас подхватили это знамя. Почему я называю это шествие неонацистским? Это из-за требований участников, которые они выдвинули к парламенту и правительству. Это не требования в пику власти, это поддержка политики власти, только выраженная более откровенно и конкретно", - отмечает Линдерман.
Что касается сноса советских памятников как освобождения от советского наследия, то тут Линдерман поясняет, что в Латвии нет советских памятников, которые в принципе бы прославляли Советский Союз или коммунистическую идеологию. Все оставшиеся памятники посвящены победе над нацизмом.
"То есть в Латвии задумали не снос памятников, которые стабилизируют здесь некую советскую идеологию, они задумали снос памятников, которые прославляют победу над нацизмом. То есть фактически это реабилитация нацизма", - подчеркивает Линдерман.
Но, по мнению публициста, самым ярким и неожиданным тех манифестов, которые заявляли на марше, является требование о депортациях лояльных к России и о лишении их латвийского гражданства. Что хотели сказать этим косвенные организаторы шествия, которые, скорее всего, являются представителями Национального объединения?
"Ликвидировать русских"
Линдерман поясняет, что эти люди исходят из того, что старый мир более-менее функционировавших либеральных ценностей закончился. Так они считают. Идет война, и она позволяет подходить к ситуации с совершенно другими критериями. Пренебрегать этими моментами.
"Они хотят, я думаю, актуализировать старое соглашение между Россией и Латвией о том, как обе стороны обязуются помогать тем, кто желает переселиться. И я думаю, что ухудшая ситуацию русских в Латвии и особенно принимая законы, которые ужесточают отношение к тем, кто симпатизирует России или не высказывает осуждения. В какой-то момент они могут создать что-то вроде регистра по регистрации жителей, которые хотят переправиться в Россию", - считает публицист.
В принципе, отмечает Линдерман, видя эту ухудшающуюся ситуацию и не понимая, что происходит в верхах, часть латвийских русских, тысяч 100, к примеру, может зарегистрироваться. А в ходе этого России будет заявлено: "смотрите, ваши люди хотят к вам, мы не настаиваем, мы предлагаем".
"И российское руководство окажется в сложной ситуации - вот есть люди во всех смыслах свои, которые хотят переселиться. Но, с другой стороны, все это под давлением латышских националистов. И может возникнуть очень сложная ситуация. Я думаю, что их план примерно такой: до определенного момента не договариваться с Россией, но производить такие действия, которые имитируют, что такая договоренность будет когда-то достигнута. А потом в какой-то момент сказать: вот они, сотни тысяч желающих перебраться. Мы, конечно, не имеем права их везти на автобусах к границе и прикладами толкать в сторону России. Но права русских под сурдинку будут все время скукоживаться и скукоживаться", - считает Линдерман.
Линдерман отмечает, что первоочередная цель латышских властей - ликвидировать тех, кого они считают пятой колонной, от которой они давно хотят избавиться. Они понимают, что им не избавиться от всех 700 тысяч русских, но тысяч от 100 они избавиться попытаются. Наплюют на все европейские конвенции, и Запад это проглотит и даже одобрит.
Их идея, конечно, не в том, чтобы разместить русских в лагерях, а в том, чтобы вынудить российские власти забрать их.
"Это моя гипотеза, и пока никаких официальных заявлений на эту тему нет. Но есть звоночки. Один из них - это то, что такой пункт вошел в требования вышедших на марш против памятников, и второе - один из националистов как-то сказал, что" будем заново актуализировать то соглашение с Россией". То есть они хотят вступить с какого-то этапа в переговоры с Россией и публично заявить, мол, заберите своих людей, им здесь плохо жить, они страдают. Просто выселить русских из Латвии не получится. А если назвать их "пятой колонной Путина", то такое может произойти. То есть внешняя политика в очередной раз помогает Латвии избавиться от неугодных групп населения, как было с немцами и евреями", - отмечает Линдерман.
Если избавиться от русских власти Латвии планируют в перспективе, то избавиться от памятников хотят в ближайшее время. Но в Латвии есть не только военные советские памятники, но есть и другие памятники и названия, связанные с Россией разных эпох.
Догнать Украину
Линдерман поясняет, что в свете нынешней ситуации латышские власти постараются избавиться от любых связей с Россией, но главное - избавиться от памятника Освободителям.
Некоторые фирмы уже даже заявили, что готовы бесплатно сделать документацию для подготовки к сносу памятника. По мнению Линдермана, все говорит о том, что эти люди - идейные неонацисты, потому что сказать, что они хотят нажиться на этой ситуации, нельзя из-за того, что они готовы сделать это бесплатно.
"Я изучаю, кто эти люди, и прихожу к выводу, что это реваншизм, можно сказать, фашизм нового типа, который захватил образованный класс, жителей столицы с хорошими доходами. Они сейчас рассматривают освобождение от советского наследия в плане того, что они отрываются от прошлого, где культивируют военные подвиги, и идут в хипстерское настоящее, где все в белых рубашках. И все партии Латвии сейчас могут рассчитывать на этот электорат, главное - принимать участие в гонке под названием "кто больший неонацист, кто быстрее снесет памятник". А одновременно с этим идет демонизация и расчеловечивание русских", - констатирует публицист.
Линдерман отмечает при этом, что такой фанатизм не может длиться вечно. Радикальный национализм останется, но угар пройдет.
"Интересно, что некогда прибалтийские страны указали ранее Украине путь нацификации, но удивительно то, что Украине в этом плане удалось куда шире шагнуть вперед, чем ее учителям", - заметил Линдерман.
"Хороший русский". Кто это?
Но "блестящие" идеи стран Балтии умудрилась почерпнуть не только Украина. Отличились также собравшиеся в Вильнюсе вроде как российские оппозиционеры из Российского антивоенного комитета (РАК). Они решили, что необходимо придумать документ, который будут выдавать "хорошим русским". При чем тут страны Балтии? При том, что определение "хороший русский" в том смысле, который вкладывает в него РАК, придумали именно в Латвии.
Так вот, документ будет отделять зерна от плевел, точнее, будет выдан тем русским, которые осуждают Россию (им придется подписать документ) .За это им будут даны какие-то привилегии при посещении Европы.
"Моральные качества этой части российской либеральной оппозиции всегда были ничтожны. Но в данном случае я ставлю под сомнение и интеллектуальные качества. Я уверен, что они таким предложением внесут раскол в ряды тех, кто занял негативную позицию в отношении спецоперации России на Украине", - предполагает Линдерман.
Он отмечает, что это предложили люди, которые совсем оторваны от общества. Это "на редкость идиотское предложение" и напоминает полицию в гетто.
А в Латвии попасть в "хорошие русские" очень сложно, отмечает Линдерман. К примеру, Нил Ушаков так старался, но так и не попал.
Никогда, отмечает Линдерман, латышская тусовка, раздающая эти ярлычки, Ушакова к "хорошим русским" так и не причислила.
"Я смотрю и Вячеслав Домбровский, который был министром, он тоже не считается "хорошим русским". Может быть, Мария Голубева еще вытянула (бывший министр МВД - прим. ред.) В публичном политическим пространстве она стала латышкой. Но и ее выперли из правительства. И источник рассказал мне, что Голубеву потребовало убрать Нацобъединение. А корень тут в том, что именно она некогда потребовала начать уголовное преследование этого типа, который снес памятник советским воинам в Екабпилсе. Так что этот статус очень зыбкий", - подытоживает Линдерман.