РИГА, 23 мая — Sputnik, Алексей Стефанов. Это первый случай в Латвии, когда людей начинают третировать даже не за собственные посты, а за выражение мнения под чужими публикациями с помощью эмодзи. Женщина попалась не из робкого десятка: она отказалась подписывать документы, которые подсовывали ей стражи порядка, и фактически выставила их за дверь.
И сейчас намерена писать жалобу на действия сотрудников полиции. Однако вряд ли спецслужбы Латвии это остановит.
Полицейские снимали на камеру и заставляли подписать документы
"Мой муж зашел на мою страничку в "Одноклассниках" и начал ставить лайки. Под видео, на котором девушка танцует с флагом России в Берлине 9 мая, а украинцы ее освистывают. Под фотографиями, на одной из которых Жириновский цитирует Зеленского, на другом – активисты призывают 9 мая собраться в Вентспилсе, на третьем - Россия отключает Финляндии газ. Это были только лайки, ни одного комментария он не написал. Но спустя время мне позвонили из полиции", - рассказала корреспонденту Sputnik Латвия жительница Вентспилса Татьяна.
Она удивилась напористости звонившего, тому, что он отказался представиться и не стал переходить на русский, хотя женщина попросила об этом. Говорит, разволновалась, боялась упустить что-то важное и не так ответить. Вместо этого мужчина на латышском языке стал обвинять Татьяну с мужем в том, что они поддерживают "агрессию России против Украины", и требовал назвать домашний адрес. Добившись своего, он положил трубку.
"А через день полицейские позвонили нам в двери. Мы открыли, сотрудники снова не представились, бесцеремонно вошли в квартиру и начали показывать нам распечатанные копии со страницы "Одноклассников" с нашими лайками, обвинять нас в том, что мы поддерживаем Россию. После этого подсунули какие-то бумаги, в которых было написано, что нас предупреждают: в Латвии запрещается сочувствовать стране-агрессору", - продолжает Татьяна.
Она была обескуражена от заявлений сотрудников полиции, а потом заметила, что каждый свой шаг они еще и снимают на видеокамеру, прикрепленную к груди одного из полицейских. Но свое согласие на съемку в частной квартире она не давала.
"Нас никто не предупредил о съемке, а когда мы заметили камеру и попросили ее выключить, на нас даже не отреагировали. Я спросила, на каком основании вы снимаете, а они вместо ответа стали улыбаться и продолжать вести съемку. Меня это вывело, и я начала с полицейскими говорить уже на повышенных тонах, а мне в ответ заявили, что я не только поддерживаю агрессора, но и веду себя агрессивно. После этого я указала полицейским на дверь, ничего не подписала, и они ушли", - возмущается женщина.
После случившегося Татьяна с мужем позвонили в дежурную часть полиции, рассказали о случившемся и там предложили явиться и написать жалобу. В ближайшее время они так и сделают.
По иронии судьбы Татьяна сама родилась на Украине, под Киевом и сейчас живут ее близкие родственники. В том числе пожилая мама-инвалид. И вывезти ее оттуда у Татьяны нет возможности. "Но полицейских это не волновало – главное было обвинить нас в агрессии, запугать и заставить даже лайки не ставить в соцсетях", – добавляет собеседница.
Деградация в Латвии идет украинским путем
"Эта история является очередным актом по запугиванию русскоязычного населения с применением киберинструментария и полиции", – прокомментировал по нашей просьбе случившееся руководитель исследовательских программ фонда "Историческая память Владимир Симиндей.
Он отметил, что на сегодняшний день в Латвии уже десятки людей за выражение мнений, которые отступают от официозных, "преследуются как в уголовном порядке, так и путем шельмования националистических СМИ".
"В Латвии распространена тотальная слежка за активностью граждан и неграждан в интернете. При этом предприняты чрезвычайные шаги даже на фоне других прибалтийских республик по отключению не только российских СМИ, которые признаны неугодными или распространяющими контент, который противоречит официальной позиции Латвии, но и коммуникационных сетей, таких как "ВКонтакте", "Одноклассники". Это комплексная программа, с одной стороны, по изоляции русскоязычного населения от возможности коммуникации с российскими соотечественниками, с другой – в подавлении любых признаков инакомыслия, если они направлены на выражение поддержки России, ее политике", – уверен эксперт.
Следует отметить, говорит он, что здесь напрашиваются параллели в эскалации подобных подходов с тем, что было на Украине. Когда преследованию подвергались не только те, кто занимал последовательную пророссийскую позицию, вплоть до убийства, но и цеплялись к незначительным случайным каким-то действиям людей в интернете. Вплоть до лайков.
"К сожалению, мы видим деградацию ситуации в Латвии, которая идет украинским путем. В какой-то мере можем говорить об украинизации обстановки в Латвии. Когда искусственно нагнетается военизированная риторика сугубо в антироссийском и во многом в антирусском ключе и таким образом подогревается представление, что Латвия является чуть ли не воюющей стороной. Но это прокси-война, что на самом деле все те, кто не поддерживает официальные устремления Латвии в действиях на Украине, являются либо национальными предателями, либо пятой колонной", – поясняет Владимир Симиндей.
Эксперт обращает внимание, что с помощью "подобной риторики и полицейщины" правящие силы в Латвии пытаются решить целый ряд своих проблем. Это и отвлечение внимания от нарастающих социально-экономических проблем, которые ближайшей зимой выльются в весьма тяжкое испытание для всех жителей Латвии. Это и попытка изолировать и отчасти ликвидировать те политические силы Латвии, которые выступают в защиту интересов русского населения.
"В частности, я говорю о Русском союзе Латвии, который находится под угрозой ликвидации. И конечно же, попытка взять символический национальный реванш, воспользоваться окном возможностей для того, чтобы преодолеть собственную нерешительность в вопросе переформатирования мемориального пространства в виде сноса памятников советским воинам, самоутвердиться, преодолеть какие-то внутренние комплексы, исторические обиды. Это комплекс от сугубо циничных практичных вопросов до попытки каким-то образом потрафить свои национальные ментальности за счет унижения русских", – считает Владимир Симиндей.