РИГА, 26 апр — Sputnik, Дмитрий Олейников. Борьба с теневой экономикой была выделена в качестве одного из приоритетов правительства Кришьяниса Кариньша, впрочем, судя по представленным на заседании подкомиссии данным, предотвращение ее идет, мягко говоря, с переменным успехом. Существуют различные методики оценки уровня теневой экономики. Согласно одному из популярных в стране исследований, которое ежегодно проводит профессор экономики Арнис Саука, уровень теневой экономики в Латвии растет непрерывно, начиная с 2016 года. Тогда он составлял 20,7% от ВВП, а в 2020-м – уже 25,5%. Данные за 2021 год профессор обещает представить в ближайший месяц.
Данные исследования, проводимого Международным валютным фондом, еще более пугающие. В них величина теневого сектора в Латвии в 2019 году составляет 28,7% с тенденцией к росту в течение последних трех лет. Исследования профессора экономики Шнейдера показывают, что уровень теневой экономики в стране достигал 20,9% от ВВП, а в 2021 году наблюдалось некоторое его уменьшение – до 20,2%.
По оценке Шнейдера, уровень теневой экономики в Латвии меньше, чем в соседних Литве и Эстонии – 22,9% и 23,1% соответственно. В свою очередь, средний уровень теневой экономики в Евросоюзе составлял в 2021 году 17,3%, годом ранее – 17,8%.
Исследования профессора Шнейдера, охватывающие страны группы OECD, показывают, что выше всего уровень теневой экономики в Болгарии (32,4% в 2021 году), Турции (30%) и Хорватии (29%). Ниже всего - в Нидерландах (7,8%), Австрии (6,9%) и Швейцарии (5,8% от ВВП).
Министерство финансов Латвии, ссылаясь на исследование профессора Сауки, отмечает, что теневая экономика в Латвии имеет три основных составляющих – это зарплаты "в конвертах" (46,9% в 2020 году), незадекларированные доходы (29,9%) и официально не оформленные работники (23,2%). При этом структура теневой экономики во всех трех странах Балтии более-менее похожа.
План по сокращению уровня теневой экономики на 2021-2022 годы, утвержденный правительством Латвии в марте, включает в себя 43 различных мероприятия, причем главные усилия будут направлены на борьбу с зарплатами "в конвертах". Задачи поставлены практически каждому ведомству, в основном министерству финансов, министерству экономики и министерству внутренних дел. Основная нагрузка, конечно, ложится на Службу госдоходов (СГД). Генеральный директор СГД Иева Яунземе заявила, что первоочередное внимание будет уделено борьбе с незадекларированными доходами и неуплатой налогов, связанных с рабочей силой. Интересно, что сбор остальных налогов происходит достаточно эффективно. Собираемость многих видов налогов даже превышает план. Так, в прошлом году вместо запланированных 9,667 миллиарда евро налоговых поступлений было по факту получено 10,06 миллиарда, что на 4,1% больше. В первом квартале этого года при плане 2,371 миллиарда евро фактические поступления составили 2,716 миллиарда евро, что на 14,5% больше.
По многим налоговым позициям собираемость налогов достигла такого уровня, что "теневая часть" упала до показателей, которые уже можно считать константой, снизить их еще более вряд ли возможно. Так, "теневая область" в акцизных налогах сократилась в 2021 году до 5,6 с 12,3% в 2013 году. В налоге на добавленную стоимость – 5% вместо 29,8% в 2010 году. "Карусельные схемы", с помощью которых в начале 2010-х годов совершался уход от уплаты НДС на многие десятки, если не сотни миллионов евро, как отметила Яунземе, стали уже практически неосуществимыми.
С налогами, связанными с рабочей силой, все обстоит сложнее. Величина "теневой части" в подоходном налоге на жителей и в соцвзносах составляет 16,8%, что выше среднего по Евросоюзу. Удельный вес незадекларированных зарплат находится на отметке 17,1% и не снижается.
Очевидно, дело здесь не столько в администрировании, сколько в не самом благоприятном законодательстве, регулирующем эту сферу деловых отношений. Высокие налоговые ставки в условиях кризиса заставляют предпринимателей идти на нарушение закона.