РИГА, 22 апр — Sputnik. В третьем, санкционном, квартале 2022 года перевалка грузов в латвийских портах выросла на 10,5% в сравнении с тем же периодом прошлого года, объявило министерство сообщения. Больше всего увеличились перевозки угля – в 12 раз, с 200,6 тысячи тонн в 2021 году до 2,453 миллиона тонн в 2022-м.
Прошлый год, за который латвийское общество познакомилось с глубокими мыслями премьер-министра Кришьяниса Кариньша о том, что транзит нам не нужен, был отмечен новым антирекордом: через все порты прошло 41,731 миллиона тонн, что на 7,2% меньше, чем в 2020 году. В 2014 году почти такой же цифрой исчислялся рекордный грузооборот только Рижского порта (41,03 миллиона тонн), "положившего на лопатки" вечного конкурента Клайпеду.
Увы, об этих успехах латвийской столице и ее 800-летнему порту остается только вздыхать: демарши против крупнейших торговых партнеров местные власти предпринимают давно и даже без подсказки из "обкомов" - Вашингтонского и Брюссельского. Ведь инцидент с поруганием государственного флага Беларуси во время ЧМ по хоккею в 2021 году был инициативой министра иностранных дел Эдгарса Ринкевичса ("Новое Единство") и мэра Риги Мартиньша Стакиса ("Для развития/За!" - "Прогрессивные"). Прогнозируемо после этого на треть в сравнении с 2021 годом снизился экспорт белорусских нефтепродуктов.
Экспорт зерна поддерживается за счет хорошего собственного урожая – за квартал 1,614 миллиона тонн, с плюсом 3,2%. В то же время отгрузка древесной щепы немного снизилась, более чувствительными были потери сыпучих химических грузов (скорее всего, удобрений): на 12%. Эта тенденция будет нарастать и в связи с тем, что "Уралхим" еще в прошлом году объявил, что закрывает свой самый современный терминал в Риге, и из-за приостановки Россией экспорта удобрений. Кстати, самый старый терминал по перевалке удобрений – Alpha osta – уже несколько лет назад переориентировался на зерно и другие сыпучие грузы. Они, наверное, под санкции не подпадут.
Рижский порт в первом квартале показал результат на 7,1% лучше прошлогоднего и обработал почти 6 миллионов тонн, почти 4 миллиона тонн досталось Вентспилсу и 2 миллиона тонн - Лиепае. Малые порты проигрывают конкуренцию большим и показывают снижение оборота: Скулте – на 11,4%, Салацгрива – на 8,9%, Мерсрагс – на 21,1%.