Мир на Украине - не миф: правовая оценка ситуации

Операция по демилитаризации на Украине оказалась такой стремительной, что, возможно, все уже на днях закончится новыми мирными переговорами
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 25 фев — Sputnik, Артур Фазиев. Текущая ситуация на Украине выглядит, по мнению латвийского юриста фракции Greens/EFA в Европейском парламенте Алексея Димитрова, прецедентом. Подобного в мировой юриспруденции нет, хотя здесь можно усмотреть аналогии с двумя военными операциями НАТО.
В случае происходящего на Украине важно отказаться от вполне объяснимого и понятного всплеска эмоций, от манипуляции дезинформацией, пропаганды и политически зависимых решений, мешающих оценить происходящее в правовой плоскости.

Минские соглашения оптимизируют

Международных правовых оценок ситуации мало. Пока есть лишь рекомендация Совбеза ООН о том, что единственный путь преодоления разногласий в сфере региональной безопасности и урегулирования конфликта на востоке Украины должны находиться в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 2202 (2015) – это мирные переговоры в "минском формате". Хотя после августа 2020 года Минск не оценивается как нейтральная площадка, соглашения еще в силе. Формат договора "Минск-2" о мире между ЛДНР и Украиной от 5-6 февраля 2015 года, ожидается, будет существенно дополнен и переработан с учетом новейших обстоятельств.
Видео
Зеленский бежит, а страна рассыплется на части: Ищенко о страшных последствиях для Украины
Напомним, что Минские мирные соглашения в "нормандском формате" не денонсированы – Франция, Германия и Россия являются тремя равными гарантами выполнения мирного договора от февраля 2015 года. Почему более 7 лет со стороны лидеров стран ЕС не было практически никаких действий, побуждающих Украину выполнить соглашения? Где была толерантная Европа, когда в осажденных городах люди привыкли засыпать под звуки артобстрелов? Где были они семь лет и почему это закончилось только вчера?
"Статус-кво по большому счету устраивал стороны, а худой мир лучше доброй ссоры", – оценивает ситуацию юрист ЕП.
Конечно, любой военный конфликт – не прецедент. Международный арбитр в каждом случае – Совет Безопасности ООН. Но как и бездействующие европейские гаранты украинского всеобъемлющего мира (Меркель плюс Олланд, сменившиеся на Шольца и Макрона, никакой разницы), в Совбезе в Нью-Йорке также не придавали значения особо обращениям и требованиями прекратить обстрелы Донбасса российского представителя. О военной агрессии вокруг Донецка и Луганска почти забыли в демократическом глобальном сообществе, нужно было семь с лишним лет, чтобы ситуация изменилась.
По оценке Димитрова, мирное разрешение украинского кейса возможно путем международной дипломатии, и стоит надеяться, что теперь, например, канцлер Шольц и президент Макрон (если они не умывают руки) окажутся менее пассивны, чем их предшественники. Минские соглашения между сторонами конфликта пока еще лежат на столе у каждого, не шредере или в мусорном ведре. Но сначала, по прогнозу Димитрова, европейские лидеры включат против России привычный инструмент санкций.
"Невозможно вести мирный процесс в присутствии войск третьей стороны. Поэтому сначала санкции, потом вывод войск, потом мир и безопасность", – считает Димитров. Насколько реально наладить переговорный процесс внутри Украины – с участием жителей Донбасса, но без России, – покажет время, добавил он.

Время многое уже показало

Стоит отметить, что разрешение ситуации с привлечением трансатлантических военных контингентов также рассматривается в объединенных генштабах. Теоретически, не тот случай. Все это, скорее, сильный маркетинг с целью подстегнуть финансирование блока НАТО. Министр обороны Латвии Артис Пабрикс заявил, что его следует увеличить до 2,5% от ВВП государства – это почти 1 миллиард евро в год. Но как показали промежуточные итоги операции на Украине, в альянсе должна быть как минимум признана устаревшей модель закупок вооружений: российские "Калибры" с дальних подступов технично уничтожили аэродромы, военные склады, системы ПРО и штабы СВУ, а также часть крупных скоплений тяжелой техники и вооружений, после чего началась вторая фаза операции.
Видео
"Нельзя без сострадания смотреть на происходящий в Донбассе геноцид". Обращение Путина
Армия Украины оказалась фактически разгромлена в очень короткое время – почти мгновенно. Небо над Украиной принадлежит ВКС РФ на все сто. Кораблей украинских ВМФ больше нет, модернизированные танки Харьковского завода и коробочки БМП дымятся после ударов российских систем. Все это наглядно показывает, что гонка вооружений по модели Североатлантического альянса является лишь имитацией боеготовности, а с учетом ядерного арсенала, современных средств вооружений у России и Китая, модель альянса времен холодной войны СССР и США технически безнадежно устарела для войн XXI века. Однако факт, что Украина не является страной – членом НАТО, серьезно упрощает выбор моделей деэскалации.
Алексей Димитров не уверен, что военная операция на Украине может быть легко и однозначно идентифицирована в Совбезе ООН. "Правового оправдания одностороннего применения силы без санкции Совбеза сейчас (пока) нет – есть только попытки такие найти. Один возможный путь – реформирование Совбеза, чтобы ни у кого не было права вето. Тогда Совбез хотя бы может свободно решать, какое количество жертв требует интервенции", – указал он. Разумеется, Совбез ООН по-прежнему весомый мировой арбитр в случаях любых интервенций – гуманитарных и военных. Но операция ВКС РФ при участии союзных войсковых сил и народной милиции ДНР и ЛНР оказалась настолько стремительной, что, возможно, все уже на днях закончится новыми мирными переговорами.
Украинский конфликт имеет массу типологических признаков с хорошо знакомым Совбезу кейсом Югославии – там в действительности не было настолько ювелирных ударов по аэродромам и складам противника. Конечно, можно сказать, что ракеты "Томогавк" на вооружении США двадцать с лишним лет назад не являлись настолько высокоточными, как сегодняшние российские "Калибры", а попадания в сербские церкви, школы и больницы чистая случайность. Но на просьбу украинского истеблишмента признать агрессию против Украины Александр Вучич недавно потребовал признать агрессию НАТО против Сербии. Киев это молча проглотил.

Федерализация Украины - необходимость

Действия НАТО в Сербии, тем не менее, первый прецедент интервенции – не правовой, как уже сказано, для глобальной безопасности. Операция объединенных сил НАТО и США на осколках социалистической Югославии в 1995 и 1999 годах – это первая война в Европе после капитуляции нацистской Третьей империи в 1945 году. Первой крупномасштабной операцией альянса стала "Обдуманная сила" (Deliberate Force) против армии боснийских сербов в Боснии и Герцеговине в 1995 году, закончившаяся снятием осады Сараева и массовыми убийствами населения мусульманами в боснийской Республике Сербска. До этого Совет Безопасности ООН при поддержке постоянного представителя США в ООН Мадлен Олбрайт принял Резолюцию № 836, одобряющую бомбардировки сербских территорий Югославии.
Больше половины американцев не знают о бомбардировках Югославии, показал опрос
Спустя четыре года в должности государственного секретаря при президенте Билле Клинтоне Олбрайт лично участвовала в выборе целей во время бомбардировки экс-Югославии силами НАТО. Основная цель – Союзная Республика Югославия (Сербия и Черногория), 1999 год. Военная операция "Союзная сила" (Operation Allied Force) стала второй операцией Североатлантического альянса и прошла без всякого разрешения Совета Безопасности ООН – союзники НАТО решили, что это нужно во имя мира и демократии на Балканах. Как с Украиной, один в один. Только ВКС России защитили Донбасс от войны, а НАТО бомбила славян в Сербии. Бомбардировки начались 24 марта и закончились 10 июня 1999 года.
Это не было "точечной хирургией" ВКС, как вчера утром на Украине. Авиация НАТО совершила 4500 вылетов над Сербией и сбросила около 20 000 тонн взрывчатки, в том числе на Белград. Атаковали гражданские объекты, храмы и больницы, и это массовые ковровые бомбардировки. Применялись запрещенные международными конвенциями кассетные бомбы и снаряды с урановыми сердечниками. Операция "Союзная сила" официально обосновывалась как гуманитарная интервенция – хотя при отсутствии мандата ООН формально это было незаконной военной агрессией. Все закончилось плохими миром с введением "белых касок" ООН, а Совет Безопасности не признал действия НАТО и косовских албанцев против сербов военной агрессией. Прецедент не был создан. Если бы так, было бы проще: внеблоковая страна, как Украина, лишена за годы эскалации субъектности, и только мирный нейтралитет может вернуть этому государству потерянный в последние восемь лет после государственного переворота суверенитет.
"Прецедента (в операции "Союзная сила" НАТО) там нет – прецедент является источником права только тогда, когда его таковым признают. "Сосед украл, а его не посадили" не декриминализирует кражи. Некоторые страны огласили свою позицию по гуманитарным интервенциям в деле о Косове, но сам суд об этом не спрашивали, он и не ответил", – указал Димитров.
Вопрос мира на Украине стал важным вызовом глобальной безопасности сейчас. Безусловно, по словам юриста, это только дипломатия, только стол переговоров. Вероятно – в рамках расширенного третьего мирного договора по разрешению украинского 8-летнего конфликта. И тут важно участие всех, в том числе миротворческие усилия латвийских политиков. В конце концов, если Рига сможет взять на себя функции площадки для переговоров и даже ратификации международного соглашения по миру в Донбассе с гарантиями безопасности и развития демократии на всей территории от Львова до Чернигова, это фантастически прекрасно для роста международного имиджа Латвии. Разрешение ситуации возможно только в дипломатическом русле.