РИГА, 2 фев — Sputnik, Андрей Татарчук. Внедрение системы сбора упаковок стоило 30 миллионов евро. К концу лета подобных машин планируется установить более тысячи. Журналисты Sputnik Латвия стали одними из первых пользователей сервиса
Таромат №1, а именно так называют в Латвии подобные аппараты, во вторник с гордостью представили у магазина в рижском микрорайоне Плявниеки на улице Андрея Сахарова министр охраны среды и регионального развития Артурс Томс Плешс, министр земледелия Каспарc Герхардс, министр экономики Янис Витенбергс и генеральный директор Государственной службы окружающей среды Элита Баклане-Ансберга. Закончился многолетний конфликт политиков и бизнеса, в котором введение депозитной системы тары означает подтверждение "зеленого" европейского курса Латвии, а торговцы к августу текущего года будут вынуждены поднять цены на упаковку, что в конечном счете ударит по потребителям.
Бутылочку-то не выбрасывайте
Динамику цен на полках магазинов с напитками интересно будет посмотреть летом, пока они не изменились. Стопроцентный оборот пустых емкостей, участвующих в этой программе, будет запущен 31 июля этого года. Микс Стуритис, председатель правления компании Depozīta iepakojuma operators ("Оператор депозитной упаковки", предприятие инвестировало около 30 миллионов евро и имеет договор с государством на 7 лет о развитии этого сервиса в Латвии с опционом продления - ред.) показал, как просто это работает.
Девушка сдает пустую бутылку в автомат латвийской системы депозитной тары
© Sputnik / Sergey Melkonov
Собственно, тут уже нет ничего нового: подобные системы депозита тары действуют во всех странах Балтийского региона, в Скандинавии и Восточной Европе. Для избежания неприятного запаха таромат на Сахарова вынесли наружу. "Купон можно использовать как способ платежа в магазине или обналичить", — пояснил Мик Стуритис. По его словам, с 1 февраля есть возможность покупки напитков с депозитным знаком на этикетках.
После того, как напиток употреблен, покупатель приносит банку или бутылку в таромат, получая депозит в виде купона со штрих-кодом. Мы сделали это. Принимаются стеклянные бутылки от 0,1 до 3 литров, пластиковые бутылки из-под пива и других ферментированных продуктов с содержанием алкоголя до 6% - от 0,1 до 1 литра и банки объемом от 0,2 до 1 литра. Стеклянные бутылки от продуктов с содержанием алкоголя до 6% - от 0,1 до 0,75 литра, жестяные банки объемом 0,3, 0,5 литра и пинта, PET-бутылки объемом от 0,1 до 3 литров. Сдав пивную бутылку со специальной наклейкой, получаешь чек-ваучер на 10 центов. Мелочь, а десять пустых бутылок уже один евро.
Открытие системы депозитной тары в Латвии
© Sputnik / Sergey Melkonov
В теплый сезон оборот пустой тары выше, пока он слабый. Как рассказали на открытии, первое – на упаковке должен быть знак, что она перерабатываемая. И крупные производители напитков, как владеющий рижским пивоваренным заводом "Алдарис" и пивоварней "Ливу" концерн Carlsberg Group, уже больше десяти лет на этикетках ставят такой знак. А все местные производители и импортеры напитков, годных для тароматов, должны будут изменить этикетки к августу этого года – в конечном счете, как заявила на презентации первого публичного таромата гендиректор ГСОС Эдита Баклане-Ансберга, это вопрос соответствия стандартам глобальной экологии.
Еще раз – алгоритм. Покупаете, выпиваете. Приносите и помещаете в приемник таромата упаковки. 10 центов с одной. Штрих-код потом считают на кассе супермаркета и примут в счет оплаты следующей покупки либо же обналичат. Выгодно и мотивирует заботиться о природе.
Война за пустые емкости
Почему же Латвия стала последней страной региона, которая вводит такую прогрессивную систему? Мы тут действительно последние из государств региона Балтики и северных стран. В Чехии в магазинах такие сервисы работали уже в начале 2000-х. А в 2008 году автор этого материала вместе с министром среды и регионального Раймондсом Вейонисом, министром земледелия Мартиньшем Розе и с группой латвийских чиновников и журналистов летал в Таллин знакомиться с эстонским решением и опытом сбора пустой тары. Презентация проходила в торговом центре Selver, эстонский опыт был одобрен латвийской стороной. Но эстонцы ввели у себя депозитные тароматы в 2009 году, а в Литве такая система работает с 2016 года.
Открытие системы депозитной тары в Латвии. Янис Витенбергс, министр экономики Латвии
© Sputnik / Sergey Melkonov
Почему Латвия не могла раньше? Один ключевой вопрос – в удорожании себестоимости производства и цен поставок, что пропорционально отразится на ценниках в магазинах. Торговцы и производители, а также лоббировавшее их интересы министерство земледелия Латвии долгое время были против изменения существующей в Латвии модели сортировки отходов – которая, напомним, введена в Латвии еще в первом десятилетии этого века и связана с местным крупным капиталом. Это вторая причина, почему мы последние.
Компании по сбору и утилизации твердых бытовых отходов устанавливали баки для раздельного сбора – бытовой мусор в один бак, стеклянные бутылки – в другой, пластик – в третий. Кроме того, были попытки проводить еще повторную сортировку бытовых отходов на специальных фабриках, но в масштабах Латвии это оказалось нереальным и неприбыльным. Тем не менее в сортировку бытового мусора в общей сложности инвестировано около 80 миллионов евро. А еще во всех городах и районах Риги существуют пункты приема тары – это отдельный бизнес.
Экономика свободной тары
Подсчитано, что обслуживать PET-бутылку в депозитной системе в 7 раз дороже, чем просто выкинуть в мусорный бак: за тару нужно заплатить клиенту, потом достать, разделить по материалам, спрессовать и отправить на переработку. Если бы это не поддерживалось политически, это не стало бы бизнесом. Но Европейская комиссия предупреждала Латвию о возможном штрафе до 100 миллионов евро в случае невыполнения общей для ЕС задачи, заключающейся в переработке до 2030 года 70% бытовых отходов домашних хозяйств и предприятий. И кабинет министров Кришьяниса Кариньша принял обязательство ввести тароматы, невзирая на аргументы о том, что эта система окажет негативное влияние на бизнес.
Таким образом, внедрение тароматов – вопрос политический, бизнес как звено между политикой и потребителями выступал против. Финансируются тароматы и их обслуживание не из госбюджета, а за средства производителей и торговых сетей, которые компенсируют свои возросшие расходы – а плюс 10 центов за каждую упаковку еще, а также увеличивают НДС – за счет кошельков покупателей.
Открытие системы депозитной тары в Латвии. Логотипы депозитной системы Латвии
© Sputnik / Sergey Melkonov
Как ранее указывала председатель Латвийской федерации пищевых предприятий Инара Шуре, несмотря на все возражения социальных партнеров, коалиционные партии одобрили создание депозитной системы в Латвии еще в январе 2018 года. При этом глава Минземледелия Янис Дуклавс, понимающий цепочку бизнеса в этой системе (министр являлся акционером и совладельцем пивоваренного завода Piebalgas alus) был против. По словам Инары Шуре, вложив в систему раздельного сбора мусора и сортировки отходов 80 миллионов евро, Латвия должна заставить эти деньги работать, а не вкладывать дополнительно в сеть тароматов еще 30 миллионов евро.
Кроме того, упущен момент, по словам Шуре. В 2014 году, когда производители были за внедрение депозитной системы, потому что тогда можно было ее дешевле внедрить при 30% финансовой поддержки из еврофондов. А сейчас возможности получения денег от фондов ЕС нет, так что в конечном счете модель ляжет дополнительной нагрузкой на физических лиц, то есть жителей и покупателей. Мотивировать 100% потребителей возвращать бутылки и банки в тароматы по депозитной системе – идея невыполнимая, даже 70% сортировки нереальный показатель. Прогнозы звучат самые разные, но учитывая, что бутылки и банки составляют не более 2% от всего объема бытовых отходов, все это мизер.
Открытие системы депозитной тары в Латвии
© Sputnik / Sergey Melkonov
Тароматы "зеленого завтра"
Побочные негативные эффекты от того, что уже в этом году в городах Латвии будет поставлено около тысячи тароматов, – кроме неизбежного роста цен на все напитки, из дворов полностью или частично исчезнут отдельные контейнеры для стекла и пластика. Логика держать отдельные баки для стекла уже исчезла. Пропадут также некоторые или все пункты приема стеклотары, которые сейчас являются важным фактором поддержания привычного образа жизни определенной группы населения, клиенты перейдут на сервис тароматов. Хотя можно предполагать, глядя на опыт литовских соседей, что значительная часть пустых бутылок все же будет попадать в природу или в мусорные баки.
Контейнеры для раздельного сбора мусора
© Sputnik / Sergey Melkonov
Как сообщал ранее руководитель экологического сектора АО Eco Baltia (компания – лидер по сбору и утилизации бытового мусора в Риге) Янис Айзбалтс, "система хранения упаковки в Латвии является ценным компонентом общей инфраструктуры сортировки отходов". По его словам, развивать две дублирующиеся системы ничуть не странно с предпринимательской точки зрения. Компания заявляет о "продолжении инвестиций в развитие инфраструктуры по сортировке мусора в регионах нашего управления и в Латвии в целом, чтобы люди могли сортировать упаковку, которую нельзя оставить в залог в пунктах приемки". О чем тут речь, понять сложно, но предположительно – речь о пустых бутылках из-под коньяков и виски и других спиртных напитков крепче 6%, которые жители не могут сдать в тароматы, чтобы получить депозитный чек. Ценный компонент, конечно.
Во всем этом пока много нерешенных вопросов. Так, учитывая, что бытовой пластик – это не только РЕТ-упаковки, есть большие риски, что он будет по-прежнему попадать в окружающую среду. Во-вторых, упаковки, помещаемые в тароматы, не должны быть смятыми и сплющенными, на них должны читаться коды – скорее всего, битые бутылки в лесу, пустые мятые жестянки и баллоны от пива и сидра на местах летних пикников останутся прежней нерешенной мусорной проблемой. Такие нарративы шведская экоактивистка Грета Тунберг недавно на ВЭФ в Давосе назвала "бла-бла-бла", ничего не меняется, а только ценные экокомпоненты и бла-бла. Не меняется ничего, кроме растущих цен. Впрочем, это не помешало авторам материала поместить пустые емкости от минеральной воды в таромат и экспериментально вернуть назад по штрихкодам на чеках 20 "зеленых" центов.
Девушка сдает пустую бутылку в автомат латвийской системы депозитной тары
© Sputnik / Sergey Melkonov