РИГА, 1 фев — Sputnik, Симона Алексеева. На полотнах Каринэ – архитектурные своды, узнаваемые и не очень места Риги. Урбанистическая тема в творчестве художницы началась с пленэра на крыше радиостанции Baltcom, откуда открываются открыточные виды на город. 10 дней художница рисовала на холсте шпили и башни города. Параллельно латвийский музыкант Алексей Северенко записывал на крыше городские звуки – шум улиц, крики чаек, хлопот птичьих крыльев, порывы ветра.
Этот аудиоматериал стал основой саундтрека для новой выставки Каринэ "Урбанистическая философия".
Многие из представленных на выставке полотен были созданы во время перформансов в разных точках города. Каринэ рисовала и в заброшенном аэропорту Спилве, и в Ботаническом саду. Логично, что свои полотна о городе она решила выставить в еще одной визитной карточке Риги – высотке Академии наук. Впрочем, тематика "Урбанистической философии" куда глубже любования городскими ландшафтами.
Картина о том, как нас разобщила всемирная паутина
© Фото из архива Каринэ Паронянц
"Большое влияние на эту коллекцию оказал период пандемии, – поясняет художница. – В работах отражены общая дигитализация, изоляция, чувство одиночества и лишение свободы перемещений. Но в то же время в них есть и надежда, глоток свежего воздуха после долгого времени взаперти".
Центральная работа выставки называется "Паутина". Это – посвящение QR-коду, без которого сегодня не войти даже в торговый центр. "Сегодня QR-код стал главным декором, – рассуждает Каринэ. – История орнамента неразрывно связана с народным творчеством, национальной принадлежностью и традицией. Но если раньше орнаменты создавали человеческие руки, то сегодня их генерируют компьютеры. Противостояние творческого начала и технологий и искусственного интеллекта обострились".
"Когда фундамент мира рушится, важно держаться своего круга".
© Фото из архива Каринэ Паронянц
На картине "Линии пересечения" мы словно оказываемся зажатыми между небоскребами – перед нами только полоска голубого неба, испещренного проводами. "Мировая интернет-паутина, кажется, связала, но в итоге разобщила нас, индустриализация сделала нашу жить комфортнее, но бесконечно ее усложнила", – излагает художница свою мысль. Действительно, все эти Zoom'ы и мессенджеры, придуманные для облегчения коммуникации, в итоге привели к тотальному одиночеству. Видеконференции и вебинары, поначалу казавшиеся разовой мерой, постепенно вошли в устойчивую привычку. И вот мы уже не ходим в гости, а по инерции продолжаем созваниваться с друзьями по видеосвязи.
Эйфелева башня как символ мечты о путешествиях
© Фото из архива Каринэ Паронянц
А на полотне "Aero VI" (альтернативное название "Полетели в Париж, когда это дерьмо закончится") явно угадывается Эйфелева башня. Это – символ нашей вечной мечты сорваться в какую-нибудь поездку и увидеть ландшафт любимых европейских городов. "Внешние обстоятельства перекрыли нам кислород, сделали почти невозможным долгосрочное планирование, поставили под вопрос возможность свободно путешествовать и быть социально активными", – продолжает Каринэ. В связи с разгулом "омикрона", действительно, о Париже остается только мечтать, разглядывая полотно художницы.
Выставка продлится до 28 февраля. Вход свободный.
"Бесконечная дорога домой"
© Фото из архива Каринэ Паронянц