РИГА, 19 янв — Sputnik, Симона Алексеева. Выставка называется "Пересечения". Это не просто парад эффектных и виртуозно созданных объектов из стекла, а целое философское путешествие, во время которого посетители ведут разговор с самими собой. Художница уверена: дорога в рай лежит через постижение мира.
Объект среды Анды Мункевицы из офисного здания на Миера, 25
© Sputnik / Sergey Melkonov
В зале расставлены масштабные скульптурные композиции: "Синие лошади" (2019) символизируют наши надежды, "Черные лошади" (2017-2021) – конструктивное мышление и деструктивные мысли, "Белые лошади" (2018-2022) – всепобеждающую силу любви… Каждая работа - метафорична.
Философского настроения добавляет и звучащая фоном музыка эстонского композитора Арво Пярта. "В жизни нам постоянно приходится стоять перед выбором, - объяснила художница свою идею. – Если хоть один посетитель задумается на этой выставке, моя цель будет достигнута".
Со стен на посетителей смотрят широкоформатные портреты родителей художницы, созданные из стекла
© Sputnik / Sergey Melkonov
Работы Анды Мункевицы украшают интерьеры в разных странах мира – от Японии до Америки. Одно из самых значительных ее достижений – стеклянное окно на тему январских латвийских баррикад, установленное в Домском соборе.
Анда Мункевица окончила Латвийскую художественную академию, а искусство обработки стекла освоила в Северной Америке, где оно очень развито. Свою первую мастерскую она когда-то открыла в… курятнике у родного дома. Сегодня же ее AM Studija занимает площадь 4000 кв. м и обеспечивает работой почти 50 мастеров.
Художница Анда Мункевица и ее "Белые лошади"
© Sputnik / Sergey Melkonov
По мнению директора Музея декоративного искусства и дизайна Инесе Барановски, главная заслуга художницы - сохранение традиций обработки стекла. "В стремлении к технологическому прогрессу мы утрачиваем ремесленные навыки, - сказала на открытии выставки Инесе Барановска. - А ведь это огромная ценность. Если умрут старые мастера, то кто переймет их навыки? Работа по стеклу невероятно трудна".
Выставка художницы по стеклу Анды Мункевицы "Пересечения"
© Sputnik / Sergey Melkonov
"Стекло не прощает ошибок, - развивает эту мысль сама Анда Мункевица. - Это дорогой, твердый, хрупкий, невероятно тяжелый и элитарный материал, требующий коллективного труда. Мне интересно работать с людьми – один человек такое провернуть не может".
Выставка художницы по стеклу Анды Мункевицы "Пересечения"
© Sputnik / Sergey Melkonov
Работа со стеклом бывает непредсказуемой. Если дерево можно отшлифовать, а металл перелить, то трещину в стеклянной работе ничем не залатать. "Когда у меня в первый раз что-то треснуло, я очень переживала. А потом научилась идти дальше. Бывает, делаешь большую работу три месяца, но из-за недостаточно сильного напора воды стекло перегорает. Этот материал словно стал моим вторым супругом – я должна уметь предвидеть, что с ним может случиться, и воспринимать ошибки как неизбежный процесс".
Выставка проходит до 3 апреля 2022.
Студия художницы сохраняет ремесло стеклообработки
© Sputnik / Sergey Melkonov