РИГА, 18 янв — Sputnik. В Клайпеде вызывает беспокойство решение правительства разорвать контракт с "Беларуськалием" на транзит удобрений – из-за этого порт потеряет существенную часть грузов, которые нечем заместить, многие сотрудники лишатся работы, передает obzor.lt.
Напомним, что правительство Литвы 12 января утвердило принятое в декабре заключение комиссии по проверке сделок стратегических предприятий, что договор между Литовскими железными дорогами и "Беларуськалием" не отвечает интересам национальной безопасности, поэтому должен быть расторгнут. В дополнение к предотвращению любого возможного транзита удобрений "Беларуськалия" через Литву правительство надеется подготовить проект поправок к закону о международных и экономических санкциях к концу января. Если кабмин утвердит их в феврале, Сейм примет их в срочном порядке.
По словам руководства Клайпеды и порта, к этому готовятся, но надеются избежать худшего сценария.
Мэр Клайпеды Витаутас Грубляускас самой большой угрозой назвал возможные увольнения.
"Потеря рабочих мест в стивидорных компаниях, которые пострадают напрямую, будет самой большой. Это высокооплачиваемая и ценная работа, на которой работают высококвалифицированные специалисты. Конкретных цифр нет, но говорят, что их может быть от нескольких десятков до нескольких сотен", — сказал BNS Грубляускас.
Президент Ассоциации стивидорных компаний Литвы Вайдотас Шилейка говорит, что пока сложно предсказать, как прекращение транзита удобрений повлияет на порт в ближайшем будущем. Однако он убежден, что это решение окажет влияние на весь транспортно-логистический сектор.
Шилейка считает, что в случае прекращения транзита удобрений BKT (терминал, который занимается перевалкой удобрений в порту Клайпеды – ред.) сможет адаптировать свои мощности под другие грузы.
"Если бы терминал по перевалке удобрений остался без работы, я не думаю, что он ничего бы не предпринял, он мог бы грузить другие грузы. Это специализированный терминал для сыпучих грузов, кроме удобрений, он может обрабатывать сельхозпродукцию и другие навалочные грузы. Возможно, потребуются некоторые инвестиции, чтобы адаптировать его к другим видам деятельности, но это возможно", — сказал BNS Шилейка.
Однако он сомневается, что освободившиеся мощности можно будет быстро заполнить новыми грузами. В результате может усилиться внутренняя конкуренция в порту.
"Этот терминал переваливает 10-11 миллионов тонн в год. Найти такое количество на рынке, чтобы компенсировать такой убыток, на данный момент практически невозможно. В Литве и соседних странах нет новых заводов, производящих какую-либо продукцию, которую можно было бы провезти через порт. Мы полагаем, что может быть перераспределение грузов внутри порта, например, литовского зерна", — сказал Шилейка.
В свою очередь, гендиректор дирекции Клайпедского морского порта Альгис Латакас говорит, что постановление правительства о Lietuvos geležinkeliai и "Беларуськалии" еще не означает, что груз исчезнет из порта.
"В любом случае очень сложно говорить – ведь нет санкций в отношении самого груза и торговли им. Посмотрим, как будет развиваться эта ситуация. Наверное, пока не стоит делать категоричных выводов, на вопросы должна ответить и Lietuvos geležinkeliai, ведь их инфраструктура может быть использована и другими перевозчиками", — считает Латакас.
Управляющий портом повторил, что утрата этого груза будет большой потерей для порта.
"Если рано или поздно этот груз не дойдет до Клайпедского порта, удар, несомненно, будет значительным, так как на него приходится большая часть грузооборота — 10,5–11 миллионов тонн. Это много", — отметил руководитель порта.
По его словам, такой сценарий предусмотрен в стратегическом плане порта.
"Мы предусмотрели несколько сценариев. Не только из-за этого груза, дело еще и в Китае, и в ранее прекращенном транзите белорусских нефтепродуктов. Мы все оценили, как будут развиваться события, такой план и будем применять", — сказал Латакас.
С 8 декабря в силу вступили санкции США в отношении "Беларуськалия", но транзит удобрений этого производителя через Литву пока не остановился, поскольку белорусское предприятие еще в ноябре произвело авансовые платежи за железнодорожные перевозки.