Зачем Латвии Rail Baltica: для народа или для галочки?

Единственный с момента восстановления независимости крупный инфраструктурный проект в Латвии движется ускоренными темпами и, скорее всего, будет принят в эксплуатацию в 2026 году, а не в 2030-м. Латвийский топ-менеджмент Rail Baltica представил дорожные карты проекта
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 13 янв — Sputnik, Андрей Татарчук. Сложно оценить все риски до 2026 года этого большого проекта, строительство которого в Латвии началось с опозданием на насколько лет - под давлением как со стороны Европейской комиссии, так и соседних Литвы и Эстонии, где значительная часть инфраструктуры уже построена. Пока самый серьезный из рисков – инфляционный.

Проект еще подорожает

Проект Rail Baltica предусматривает создание железнодорожной линии европейского стандарта колеи от Таллина до литовско-польской границы, чтобы страны Балтии могли быть связаны с другими европейскими странами по железной дороге с максимальной скоростью движения поездов 240 километров в час. Общая стоимость этого крупнейшего за 30 лет инфраструктурного проекта рассчитывалась в далекое докризисное время, когда 3% годовой инфляции на протяжении трех лет для государства являлись не только основным критерием Маастрихстской программы для стран - членов Европейского союза, но и вообще инфляция в еврозоне была слабой. Первоначальная оценка стоимости всей магистрали для трех республик региона составляла 3,68 миллиарда евро, но в 2017 году она была уточнена и увеличилась до 5,79 миллиарда, включая стоимость ветки между Каунасом и Вильнюсом, на строительстве которой под угрозой вето проекта принципиально настояли литовские партнеры.
Рижский международный автовокзал
Сейчас цифры (скорее всего, не окончательные) выглядят так. В проекте предусмотрено 85% софинансирования со стороны фондов ЕС, при этом доля Латвии выросла с 1,27 до 2 миллиардов евро, а 15% софинансирования, которое нужно обеспечить из государственного бюджета — до 300 миллионов евро. Можно почти уверенно говорить, что себестоимость строительства еще увеличится, но это уже риски участников строительства – речь, конечно, о латвийских налогоплательщиках.
С другой стороны, что такое 2 миллиарда евро на всю латвийскую часть европейской дороги, если правительство Кришьяниса Кариньша без особых споров утвердило дефицит государственного бюджета на 2022 год в основной части в размере 2,3 миллиарда евро – только на один текущий год? Для государства и внешних партнеров Rail Baltica объявлена национальным приоритетом, два миллиарда евро – это плюс. Очевидно, пока основной плюс здесь и на данном этапе – это порядка 1,7 миллиарда евро еврофинансирования, которые латвийская Госкасса получит из Брюсселя несколькими траншами по мере реализации объекта. Деньги Rail Baltica прямо и опосредованно через налоги попадут в экономику Латвии и приведут к некоторому разогреву. Доступность финансирования после череды проблем, начиная с вышеупомянутых торгов с Вильнюсом вокруг дорисованного в плане железнодорожного ответвления на Каунас и заканчивая скандалом с увольнением главы АО RB Rail канадской латышки Байбы Анды Рубесы – в конечном счете, это и признак того, что Lietuvos geležinkeliai (Литва), Eiropas Dzelzceļa Līnijas (Латвия) и Rail Baltic Estonia (Эстония) смогли договориться.
Участники мероприятия устанавливают информационный щит на заборе строительной площадки
Имиджевый плюс тоже очевиден – первая в регионе новая железнодорожная ветка длиной 870 километров прокладывается через все три республики и имеет так называемую стефенсоновскую ширину ж/д колеи 1435 миллиметров. В регионе до сих пор существует только один стандарт колеи – так называемый российский, шириной межрельсового пространства 1520 миллиметров. Как неоднократно подчеркивали политики, Rail Baltica – это доказательство того, что балтийские страны являются полноправными европейскими юрисдикциями. С этим даже не поспоришь. Консорциум Besix Rere group (или BeReRix) – объединение бельгийского предприятия N.V. Besix S.A. и латвийской фирмы ReRe Buve –обеспечен хорошим генподрядом.

Второй этап строительства

Презентация первого этапа, плана реконструкции рижского железнодорожного вокзала – Центрального узла новой железной дороги Rail Baltica – состоялась еще 26 октября 2020 года. С тех пор на протяжении почти 15 месяцев строительные работы ведутся только на отрезке от привокзального сквера в начале улицы Гоголя до улицы Лачплеша. В конкурсе 2021 года программы Connecting Europe Facility (CEF) будет применено финансирование для реализации железнодорожного проекта Rail Baltica в размере 494,3 миллиона евро, постановил в минувший вторник латвийский кабинет министров. На автовокзале на улице Прагас, 1, состоялась новая презентация с участием представителей строителей, комитета городского развития самоуправления Риги и Дирекции автомобильного транспорта.
Торговый центр "Титаник" скоро перестанет существовать
Как сообщил директор отдела реализации проектов SIA "Eiropas dzelzce līnijas" (ООО "Европейские железнодорожные линии") Эйнарс Яунземс, в ходе реализации Rail Baltica будут соединены две части Риги - Старая Рига и Задвинье. Будет проложен новый железнодорожный мост через Даугаву рядом с существующим, построенным в Латвийской ССР, кроме того, будет модернизирована территория Рижского международного автовокзала, изменится доступность общественного транспорта в городе.
На днях в рамках строительства магистрали в Латвии начинается снос части Рижского автовокзала, а в феврале – снос железнодорожной насыпи на участке от центрального вокзала до автовокзала, это около 200 метров. Торговый центр "Титаник" с автостоянкой будет также снесен. На участке от улицы Прагас до Даугавы железнодорожная насыпь будет полностью разобрана к 2026 году, когда железнодорожные пути будут стоять уже на эстакаде, а под ней – расширенная территория автовокзала и общественное пространство. По словам Яунземса, улучшится сообщение для пешеходов и велосипедистов на участке от нового моста через Даугаву до Центрального железнодорожного вокзала.
Башня церкви Святого Петра над железнодорожной насыпью
Как добавил председатель правления European Railway Line Каспарс Вингрис, после автовокзала следующим этапом строительных работ Rail Baltica в центре Риги станет строительство нового моста через Даугаву. Председатель правления АО "Рижский международный автовокзал" Вайра Громуле сообщила, что с началом строительных работ на территории автовокзала реорганизуется порядок движения автобусов, однако неудобства будут минимальными. Посадка в автобусы будет организована с перрона вдоль городского канала, а высадка – на улице Маскавас возле автовокзала. Во время строительных работ Рижский международный автовокзал будет обеспечивать непрерывную работу, добавила Громуле.
Председатель правления Rīgas starptautiskā autoosta" Вайра Громуле
Правительство также одобрило заявку на финансирование гранта на военную мобильность в размере около 11,7 миллиона евро для реализации проекта Rail Baltica. Это сравнительно небольшая "вишенка на торте" НАТО в Латвии, являющейся лидером альянса по финансированию обороны в размере почти одного миллиарда долларов в 2022 году. При этом транспортировка тяжелой техники, как 52-тонные танки Abrams, уже неоднократно ранее в Латвии была отработана в транспортно-логистических учениях на российской железнодорожной колее 1520 миллиметров.

Что такое хорошо и что такое плохо

Очевидные достоинства нового проекта, помимо уже названных европейской ценности Rail Baltica и 85% еврофинансирования – это строительство скоростной магистрали между рижским железнодорожным вокзалом и международным аэропортом Рига. Такой городской инфраструктуры в Риге не хватало. У новой рижской ветки в аэропорт будет одна остановка в Задвинье – возле государственной клинической больницы имени Страдыня в Агенскалнсе.
Междугородний автобус привез пассажиров на Рижский международный автовокзал
В Латвии Rail Baltica сравнивают c проектом строительства рижского метро при последнем председателе горисполкома Риги Алфреде Рубкисе – разумеется, это совершенно различное. В случае оставшегося на бумаге локального рижского метрополитена, на который Москва выделяла не 85%, а 100% финансирования, должен был пролегать под землей (от эстонского торгового центра Spice возле поворота на Юрмальскую трассу до Юглы) им пользовались бы в основном рижане. Проект же пан-балтийской железной дороги, скорее, можно сравнивать со скоростной дорогой Москва – Санкт-Петербург и далее в Финляндию, где от московского Ленинградского вокзала до петербургского Московского путь занимает около 3 часов или меньше – в теории почти столько же времени займет дорога по Rail Baltica от границы Польши и Литвы до Таллина.
Тут появляется много вопросов – скептики неоднократно утверждали, что даже 50% грузов и пассажиров (при сохранении модели бизнеса лоукостеров гражданской авиации) у Rail Baltica не будет никогда, объект не будет рентабелен в любой обозримой перспективе. А расходы по эксплуатации лягут на латвийских, литовских и эстонских налогоплательщиков. Да, если эта инфраструктура европейской колеи 1435 миллиметров не будет связана с системами российской и белорусских железных дорог, скорее всего, так и будет – но это уже вопросы геополитики и экономического партнерства. В конечном счете емкость транзита и логистики в Прибалтике зависит от уровня прагматизма истеблишмента – если концепция развития карго-перевозок в регионе основана на абсолютно идиотском, на ровном месте, конфликте Вильнюса с Китаем или искусственной катастрофе Латвийской железной дороги и портов Риги, Вентспилса и Лиепае, наверное, ну, так и надо.
Представитель наблюдательного совета BeReRIX Гунтис Аболиньш-Аболтиньш и менеджер объединения предприятий BeReRIX Андис Линде

Первый проект независимости

Строительство Rail Baltica – первый крупный инфраструктурный проект республик после выхода из состава СССР более 30 лет назад, то есть по идеологическому значению это все же даже больше, чем рижское метро. Это единство в границах Европы, два миллиарда евро на такое – карманная мелочь. Напомним, что с 1991 года в регионе Прибалтики на фоне тотальной деиндустриализации было всего несколько очень перспективных инфраструктурных идей, потерпевших фиаско. В Латвии можно привести в примеры две таких идеи.
Журналисты собрались перед зданием Рижского международного автовокзала
Во-первых, это проект строительства подземного газового хранилища в Добеле (по объему большее, чем Инчукалнское ПХГ с 2,3 миллиарда кубометров активного газа, как указало исследование Минэкономики Латвии в 2007-2009 годах). Эта идея могла быть реализована при финансировании Катара, ее лоббировал премьер Валдис Домбровскис во время правительственного визита, – но катарцы отказались, оценив очевидные риски тренда сокращения газовой отрасли Латвии. От этой идеи также отказался председатель правления Itera Latvija Юрис Савицкис, заявивший, что без российского газа Добельское ПХГ – это не бизнес, а геология навсегда.
Во-вторых, это проект Висагинской атомной электростанции, в котором акционерами, как в случае Rail Baltica, планировали стать Латвия, Литва и Эстония. Но все закончилось развалом проекта единой региональной АЭС.
А первый проект дошел до практической реализации: в Варшаву из Риги за 5 часов, в Таллин – за полтора. Военная мобильность, гражданские товары и грузы. Пока все очень оптимистично. Ведь других настолько масштабных проектов в регионе за тридцать с лишним лет попросту нет и, скорее всего, не будет: это звучит эмоционально, но в случае первой европейской cкоростной железнодорожной ветки в Прибалтике эмоции сейчас весят едва ли не больше миллиардных инвестиций.
Междугородний автобус Ecolines на Рижском международном автовокзале