РИГА, 12 дек - Sputnik, Владимир Дорофеев. В августе останки генерала были извлечены из земли для перезахоронения и планировалось, что это произойдет 30 сентября. Но потом, разыгралась пандемия и перезахоронение пришлось отложить на неопределенный срок. И вот генерал Якунин обрел красивую могилу во главе шеститысячного захоронения советских солдат.
В начале осени мертвый генерал попал в новости и невольно оказался замешан в скандале. Два события наложились друг на друга. Одно, тихое и благородное осталось незамеченным – российское посольство произвело ремонт мадонского Братского кладбища, и в рамках укрупнения воинских захоронений подготовило место для переноса праха генерала Якунина в самое красивое место погоста. Кладбище давно требовало ремонта – имена погибших бойцов Красной армии во время освобождения Латвии от нацистской оккупации были высечены на мраморных плитах, пришедших со временем в негодность. Мрамор для наших зим оказывается слишком мягким материалом, и имена бойцов были полустерты непогодой и еле читались. Другие плиты были расколоты, а некоторые и вовсе были украдены с Братского кладбища, и мемориал выглядел кощунственно запущенным.
Прах гвардии генерал-майора Николая Петровича Якунина перезахоронили на советском Братском кладбище в Мадоне
© Sputnik / Сергей Мелконов
В прошлом году российское посольство отремонтировало мемориал, заменив истертые белые мраморные плиты на черный гранит с белыми буквами. Над вертикальными плитами с именами бойцов были установлены капельники, такие специальные козырьки, сохраняющие надписи от непогоды. Гранит более долговечен чем мрамор, и можно надеяться, что плиты прослужат еще долго. Кроме того на кладбище было проведено освещение. Во время благоустройства была выделена земля для переноса праха генерала Якунина. Таким образом символически армия погибших освободителей воссоединялась со своим командиром, а сам он обрел место более соответствующее его статусу.
До этого еще в 1944 году генерал Якунин был захоронен возле военного госпиталя. Госпиталь давным давно преобразился в школу. Другие могилы советских солдат, похороненных возле госпиталя, еще в 1960-х были перенесены на Братское кладбище. Пока это была советская школа возле одинокого памятника генералу на праздники проводились линейки, произносились клятвы памяти и т. д. В современной Латвии, конечно же, ничего такого не было. Согласно нынешней трактовке истории – освободители - это оккупанты, могилы солдат в лучшем случае - могилы жертв войны. Поэтому никаких торжественных мероприятий у памятника генералу школа не проводила. Так он и стоял, памятник иной эпохе, одинокий солдат лишенный почета. Конечно, местное самоуправление давно хотело освободить государственную гимназию от такого исторического наследия, уже несколько десятилетий не совпадающего с современным историческим дискурсом.
Прах гвардии генерал-майора Николая Петровича Якунина перезахоронили на советском Братском кладбище в Мадоне
© Sputnik / Сергей Мелконов
Мимоходом отмечу, что процесс укрупнения братских кладбищ начат давным давно в советское время. Его смысл в том, чтобы собрать останки героев в тех местах, где за могилами и памятниками будут следить и не давать разрушать их ни безжалостному времени, ни вандалам. Продолжается он и до сих пор.
Пиар на костях
По сути, все было давно договорено. Мемориал памяти солдат освободителей получал командира, Генерал Якунин получал новое красивое и значительное место, а самоуправление избавлялось от нежелательной памяти возле школы. Но ситуация была использована для пиара на костях. Члены националистической партии "Отчизне и свободе" преподнесли планирующееся мероприятие как свое достижение, как изгнание мертвого генерала с территории школы. И, конечно, публично и голословно пообещали, что и другие памятники советским освободителям тоже уничтожат и снесут. Русская община и без того взбудораженная дерзким осквернением памятника советским генералам в Екабпилсе ответило как по нотам – выступило с резкой критикой переноса памятника. Мол, это наши монументы, мы тоже граждане этой страны и члены сообщества, международный договор Латвии и России не позволяет сносить памятники и т.д. и т.п. Даже когда уже разобрались, что это не снос памятника, а запланированный перенос его на Братское кладбище – все равно страсти не утихали. Некоторые члены русского сообщества, а также российские историки требовали, чтобы после позорного события в Екабпилсе все переносы были поставлены на паузу. Мол, хотите избавиться от нашего советского наследия в центрах городов – найдите и покарайте преступников, святотатственно нарушивших покой мертвых. Эти страсти не утихают и поныне, хотя теперь уже делить вроде и нечего.
Прах гвардии генерал-майора Николая Петровича Якунина перезахоронили на советском Братском кладбище в Мадоне
© Sputnik / Сергей Мелконов
По сертификатам на кладбище под дождь
Сама церемония перезахоронения прошла в атмосфере повышенных карантинных мер – на мероприятие, проходящее на Братском кладбище, пускали только привитых, способных предъявить сертификат о прививке. Причем несмотря на то, что вся церемония проходила на улице, и не было никаких проблем соблюдать социальную дистанцию – все были в масках, снимая их только при необходимости выступить с речью. Честно говоря, впервые наблюдал такое.
Заснеженное кладбище, было по-своему красиво, но очень непривычно. Вместо могил посыпанных гравием высились сугробы. Изморозь, покрывавшая гранитные плиты, скрывала имена героев. Сверху лил не переставая ледяной дождь. Те кто не додумался взять с собой зонт – промокали насквозь. Надо отдать должное мужеству пришедших почтить память генерала Якунина, в такую непогоду. На церемонии присутствовало около 60 человек, большинство из них были довольно возрастные, для кого такие погодные условия – довольно тяжкое испытание. Конечно же пришли сюда самые неравнодушные.
Светлая память прежде всего
На торжественной церемонии первым слово взял новый чрезвычайный и полномочный посол России в Латвии Михаил Валентинович Ванин. Он напомнил биографию генерала и поблагодарил местное самоуправление и организацию "память света" за содействие в переносе захоронения.
"Вторая мировая война оставила самый глубокий шрам в истории и судьбе всех стран европейского континента, – подчеркнул Ванин. – И наша задача, всех ныне живущих, никогда не допустить подобного".
После слово взял заместитель главы самоуправления и представитель "Отчизне и свободе" Зигфрид Гора, выступавший на латышском языке. На контрасте с речами однопартийцев, не упускающих случая, высказать упреки в оккупации Зигфрид Гора говорил довольно нейтрально и уважительно. Хотя и очевидно заменял "героев освободителей" на "жертв войны".
Прах гвардии генерал-майора Николая Петровича Якунина перезахоронили на советском Братском кладбище в Мадоне
© Sputnik / Сергей Мелконов
"Мне повезло родиться в том поколении, которому не довелось пережить войну, это ужасное, бесчеловечное зло, уродующее понятие цивилизации, разрушающее надежды и смысл жизни, – сказал Зигфрид Гора. –Мы развитое общество, и потому должны искать и находить способы для сохранения памяти жертв войны в подобающем виде, и в правильном месте. Здесь, на советском Братском кладбище, жертвы войны могут получить подобающие им почести, а те для кого эта память важна собраться вместе. Вечная память и уважение жертвам войны".
Депутат мадонского самоуправления Андрис Домбровскис, выступал по русски, говоря практически без акцента:
"Когда я был школьником и пионером, я учился в той школе, возле которой был похоронен "наш генерал", как мы его тогда называли. Нам приходилось часто стоять возле его могилы, и на этом кладбище в почетном карауле. Два места, один смысл. И нам, молодым ребятам, в то время патриотическим, всегда хотелось посмотреть на ветеранов. В моем детстве их было много. В 1970-е сюда приезжали сотни людей с медалями в военных гимнастерках. И я всегда задавался вопросом, почему наш генерал похоронен отдельно от своих однополчан. Чем он заслужил такое одиночество? И сейчас, когда мы объединяем боевых товарищей, мне кажется, мы совершаем историческую справедливость. Надеюсь и Бог, и генерал простят нас, за то что мы потревожили его останки. Это было сделано с уважением, и для лучшего сохранения памяти о нем".