Для латвийского судейства матчи такого уровня, как тот, что отыграли "Мальмё" с "Зенитом", долгое время были мечтой. Об этой мечте рассуждали на семинарах, поднимали за нее бокалы на банкетах, но потом дико хохотали от того, что вообще посмели себе такое нафантазировать. Чуть не забыл. Вспоминать об этом могу как непосредственный участник тех разговоров. И с Андрисом вместе мы тоже судили.
Дело для энтузиастов
Судейство в системе национальной футбольной федерации десятилетия было бедным родственником или даже сиротой. Денег на гонорары выделяли мало, экипировку выдавали ту, что останется от сборных, зарплаты задерживали, на матчи зачастую приходилось добираться на общественном транспорте.
На этом фоне в профессию в двухтысячных шли либо идейные энтузиасты, которые фанатично относились к футболу, либо заядлые коррупционеры, так как подобные условия являются благодатной почвой для превышения полномочий.
Мне лично известны фамилии арбитров из 90-х, которые заправлялись после матчей “Вентспилса” на АЗС Ventspils nafta и возили бензин канистрами.
Кстати, 9 июня этого года CEDB (Комитет по этике УЕФА) отстранил "Вентспилс" от еврокубков до сезона 2027/2028 за попытку подкупа судейской бригады в матче с "Бордо". На этом команда прекратила свое существование.
Видимо, чистый футбол современности так и не пришелся им по нраву.
Арбитр Андрис Трейманис же имел стабильный доход полицейского и судить начал из удовольствия. Его отец был футбольным тренером в городе Кулдига и проводил детские соревнования, на которые требовались арбитры, однако в маленьком городке их было сложно найти. Так Андрис стал судьей-любителем. Позже он прослушал судейский семинар, получил лицензию и превратил хобби в профессию.
Сейчас ситуация изменилась, обо всех рефери заботятся. Судейский комитет Латвийской футбольной федерации стал частью системы подготовки арбитров УЕФА.
Сейчас ситуация изменилась, обо всех рефери заботятся. Судейский комитет Латвийской футбольной федерации стал частью системы подготовки арбитров УЕФА.
За годы тщательных чисток в стране образовалось новое поколение судей, не обремененное никакими криминальными договоренностями. Для них кристальная репутация и качество работы превыше всего.
Когда встал выбор, кто станет фронтменом новой эры, – долго думать не пришлось. Тот, кто не бросил любимое дело тогда, когда это было неблагодарным и непрестижным занятием. Это Трейманис.
Латвия не замерзнет
Про спорные моменты сегодня не будем, для этого есть органы УЕФА, которые дадут оценку двум очевидным, на мой взгляд, пенальти в ворота "Мальмё". Запомнился другой момент.
Камеры выхватили крупный план Трейманиса во время разговора с нападающим "Зенита" Артемом Дзюбой. Они абсолютно точно говорили по-русски, это можно было прочитать по губам:
- Артем, без фола, иначе…
Далее нам показывают лицо российского форварда, который напряженно слушает и потом отвечает:
- Да, хорошо, спасибо!
Уверен, что это оговаривалось перед матчем с инспектором, делегатом УЕФА и представителями команд. Что судья будет использовать языки, которые понятны футболистам.
Русский для Трейманиса - язык иностранный. Он из десятитысячного курземского городка, где русскоязычных, по официальной статистике, три процента. Андрис мог не напрягаясь говорить с зенитовцами на английском, которым прекрасно владеет. Однако латвийский рефери проявил уважение для того, чтобы всем максимально точно объяснять свои решения. Это признак уверенности.
Можно посмеяться, что латыши-русофобы продлили европейские мучения российской команды как минимум до весны. Теперь еще из отпуска петербуржцам придется выходить раньше, чтобы пройти полный цикл подготовки к Лиге Европы.
Можно улыбнуться от шутки о том, что шведские банки теперь перестанут содержать Латвию и ее экономику.
Можно улыбнуться от шутки о том, что шведские банки теперь перестанут содержать Латвию и ее экономику.
Но в одном можно быть уверенным на сто процентов: этой зимой Латвия точно не замерзнет! Естественно, я имею в виду, что ее будут греть сердца сотен латвийских арбитров прошлого и настоящего, которые шли плечом к плечу к той мечте, которую вчера за всех нас исполнил Андрис Трейманис.