Таллин как один из самых сегрегированных городов Европы. Что узнали ученые

Эстонские политики чуть ли не каждый день уверяют, что жизнь в стране – как у Бога за пазухой: в обществе равных возможностей. Выучи эстонский и вперед, ставь цели и достигай их! Ученые же говорят об обратном
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Свет увидело научное исследование, в котором принимали участие как эксперты Тартуского университета, так и исследователи из других европейских научных центров. Предметом их изучения стала этническая и социально-экономическая сегрегация в столице Эстонии, отмечает автор радио Sputnik Николай Николаев.
Так вот, по мнению ученых, в Эстонской Республике крайне важно – где ты родился и на каком языке говорят в твоей семье. Если на эстонском – то, еще лежа в колыбели, ты выиграл счастливый билет; если же на русском – готовься к трудностям. Выводов в исследовательской работе много, однако первый и наиболее важный: Таллин – один из самых сегрегированных городов Европы. И он разделен по двум принципам: национальному и социально-экономическому.

С этим не поспоришь. Прожив несколько лет в Эстонии и ощутив все ее плюсы и минусы на собственном опыте, понимаешь, что этническая сегрегация есть. Причем она закреплена в законах государства и подсознании народа.

Плавно двигаясь от начала ученой мысли к ее развитию, спотыкаемся о вывод второй: во всем виновата советская власть. Он основывается на том, что после окончания Второй мировой войны в Эстонию для ее восстановления приезжали выходцы из других регионов СССР. Для "понаехавших" строились новые микрорайоны, которые постепенно разрастались, и так создавались некие обособленные, по мнению авторов исследования, агломерации. С тем, что в годы советской власти строилось много жилья, трудно не согласиться, хотя нужно отметить, что квартиры в новых микрорайонах доставались всем очередникам вне зависимости от национальности. Хотя, возможно, русскоязычных среди них было больше.
Перед эстонцами квартирный вопрос стоял не так остро – у многих уже тогда были собственные дома. Однако советской власти на территории страны нет уже 30 лет, а процесс сегрегации цветет пышным цветом и развивается. Исследователи расстраиваются и даже высказывают предположение, что в некоторых жилых районах эстонской столицы могут образоваться национальные гетто.
Тут они явно перегибают палку, пугая обывателя, тем не менее процесс "обрусения" спальных районов действительно идет, и связан он с проблемами экономическими. У русскоязычного населения (в большинстве своем) нет денег на покупку домов и на переезд в более благоприятные жилищные условия. Там, где можно хорошо зарабатывать, вы не найдете неэстонцев. Приведем лишь один пример: в органах государственной и муниципальной власти Эстонии трудятся только 3% представителей некоренного населения. Таким образом проявляется социально-экономическая сегрегация, и проистекает она из сегрегации этнической.
Только три процента служащих госсектора в Эстонии - неэстонцы
Что же делать? Такой вопрос задают себе ученые, что, безусловно, весьма похвально, но вот ответы, опубликованные в научном труде, вызывают изумление и грусть. Одной из причин, почему до сих пор уровень сегрегации не уменьшился, говорят нам исследователи, является русская школа в стране. Не национальная политика государства, а русские дети и их учителя. Исчезнут они, и проблема потихоньку начнет разрешаться. Вот и готовый рецепт к действию, и основание для полного уничтожения образования на русском языке.
Листаем страницы научной работы дальше и постепенно добираемся до итогов: чтобы исправить ситуацию, нужны "комплексные действия со стороны города, государства и предпринимателей". Также необходимо укреплять социальные контакты между эстонцами и русскими. Тут более добавить нечего. И занавес закрывается.
Миссия, похоже, невыполнима, во всяком случае, в течение ближайших десятилетий.