Разрушительное созидание: как "восстанавливали" Елгаву после войны

"Разрушительное созидание: как "восстанавливали" Елгаву после войны" - под таким подзаголовком вышла очередная книга латвийского историка Виктора Гущина, посвященная его родному городу Елгаве
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 13 ноя - Sputnik. В своей книге Виктор Гущин сконцентрировался на периоде с 1944-1965 годы, когда послевоенный город лежал в руинах и начались масштабные работы по его восстановлению, которое порой напоминало окончательное разрушение. Ведь хоть Елгава и сильно пострадала, многие здания, являвшиеся ее украшением, можно было сохранить.

План новой застройки

По словам Гущина, Елгава после войны представляла собой страшное зрелище. "Центр города, в котором до войны, преимущественно, находились деревянные дома, полностью выгорел. Сильно пострадала и каменная застройка.
"Начиная с конца 1944 года и примерно до февраля 1945 года в архитектурно-планировочных мастерских при Совете министров Латвийской ССР велась работа над составлением новой генеральной схемы восстановления и застройки Елгавы, которой руководили Владимир Лак и Янис Гайлис", – отмечает историк.
В то же время Лак, назначенный главным архитектором города, хоть и имел необходимое образование, однако опыта руководящей работы над столь масштабными проектами у него не было. Не знал он и того, каким был довоенный архитектурный облик Елгавы, поэтому Лак решил не пытаться восстанавливать поврежденные дома, а построить новый город, на месте старого.
"Этот подход повлек за собой снос очень многих зданий довоенной застройки, которые было вполне возможно восстановить", – подчеркнул Гущин.
При этом, новый план подразумевал постройку на территории центра города Театра оперы и балета, сопоставимого по размеру с Рижским театром. Также планировалось строительство зданий городского и районного исполнительного комитета и величественного Дома Советов.
Кроме того, архитекторы планировали разместить два одинаковых здания городского музея и библиотеки, и оставить на своем месте церковь Святой Троицы, которая должна была стать памятником архитектуры XVI века, плотно застроенной новыми домами.
Разрушенное здание церкви Святой Троицы

Выпрямление улиц

Однако подобный план радикальной перестройки города оказался слишком дорогостоящим и затратным, поэтому от него все же отказались, хотя концепция сноса поврежденных зданий оставалась определяющей, что и предопределило их судьбу.
В итоге стены церкви Святой Троицы оказались взорваны и там построили здания студенческих общежитий и корпус Технического факультета Латвийского сельскохозяйственного университета, заслонившие собой вид на город. Кроме того, согласно всем остальным планам, радикально изменялось направление городских улиц, для чего также сносились дома, мешавшие строительству.
Так, например, планировалось продлить улицы Большую и Почтовую, а на их пересечении построить большой ротационный круг.
В то же время до войны на этом месте было здание Латвийского кредитного банка, и оно, как сказал Виктор Иванович: "запирало" Почтовую улицу. Интересно, что оно попало в кадры фильма "Великий перелом", о Сталинградской битве, отдельные эпизоды которого снимали в Елгаве.
Это здание не угрожало обрушением, хоть и пострадало в время войны, но в ходе съемок боя, для большей достоверности было взорвано и теперь ничто не напоминает, что оно когда-то украшало город.
Здание Латвийского центрального банка
По словам Гущина, подобные поврежденные каменные здания с оригинальными фасадами, могли сохранить преемственность послевоенной Елгавы с довоенным городом, и их вполне можно было восстановить. таких зданий насчитывалось около пятидесяти.
"К сожалению, они все были безжалостно снесены и до настоящего времени на тех местах, где раньше стояли эти здания, остаются пустые площадки, газоны, скверы, или возведены такие строения, которые по своему архитектурному облику даже близко не дотягивают до того, что было в довоенный период", –с горечью отмечает Виктор Иванович.

Письма протеста

Правда, как замечает Гущин, окончательное уничтожение этих зданий, болью отозвалось в сердцах многих горожан, которые не стеснялись говорить об этом. В книге Виктор Иванович приводит письма несогласных со сносом елгавчан.
Эти письма были опубликованы в газете Zemgales Komunists в 50-ых годах. Так, работник районного промкомбината Янис Шиманис, заявляет, что у него, "как у старого елгавчанина, имеется много причин быть недовольным тем, как восстанавливается Елгава", и он задается вопросом, зачем сносить несколько десятков хороших домов, восстановление которых обошлось бы намного дешевле, чем постройка новых.
В свою очередь начальник транспортного цеха Елгавской электростанции Янис Зирдиньш писал, что, приближаясь к какому-либо городу, уже издали видны его высокие строения и шпили церквей, а над Елгавой возвышаются лишь водонапорная башня, фабричные трубы и церковные башни без шпилей.
"Перспективу проспекта Пушкина завершает башня церкви Святой Троицы, которую, надеюсь, городское руководство все же сохранит,"– писал он, взывая к пониманию тогдашних елгавских властей.
А руководитель художественной части районного Дома культуры Гатис Круминьш без стеснения утверждал, что решения о том, каким станет будущий город принимаются без обсуждения с его жителями.
"На сегодняшний день образовалась ситуация, когда судьбу будущего облика Елгавы определяет только узкий круг людей – группа проектировщиков; вся общественность города, жители остаются в роли пассивных наблюдателей", – говорится в его письме с требованием услышать в том числе и мнение населения.

Восстановленные строения

Жители протестовали, но их мнение не было услышано. В то же время, нельзя сказать, что все старые здания Елгавы были снесены. Известный дом – Academia Petrina – учебное заведение, основанное герцогом Петром Бироном в 1775 году, в котором сейчас располагается исторический и художественный музей, восстановили.
Однако, как говорит Гущин, это здание было одним из немногих, вопрос о сносе которого, не рассматривался вообще. "Оно во всех планах предусматривалось к восстановлению, несмотря на то что оно сильно пострадало во время войны", – подчеркнул он.
Восстановление Academia Petrina
С другим сохранившимся зданием – православным собором святых Симеона и Анны, по словам Виктора Ивановича, связана интересная история, ведь его неоднократно предлагалось снести вплоть до 1985 года.
Однако есть исследование Валды Вилите – научного сотрудника музея Рундальского дворца, доказавшей, что архитектор Чагин, перестроивший собор в середине XIX века, сохранил фундамент и часть несущих стен первой церкви, проект которой разработал Растрелли.
"Это пресекло все попытки со стороны елгавского городского руководства даже поднимать вопрос о его сносе в последующее время", – отметил Гущин.
Собор Симеона и Анны
Собор был восстановлен, став украшением города и, по мнению Гущина, его также могли украшать и другие здания довоенной застройки.
"К сожалению, руководство выбрало другой путь –строительство нового города, что нанесло ущерб, сопоставимый с ущербом, нанесенным Елгаве во время боев за город в годы войны. И очень печально, что сегодня от старой Елгавы остались лишь одни осколки", – подытожил историк.