Союз, равенство, общая политика, единые идеалы и стремления, зона без внутренних границ и универсальной валютой – таким, пожалуй, хотел бы быть и пытается казаться Европейский союз. Увы, это лишь утопия, отмечает автор радио Sputnik Мария Меркулова.
Национальные интересы стран-членов все чаще выходят на первый план, внутренние разногласия и конфликты обостряются, экономическое неравенство становится заметнее и заметнее. ЕС (как и что-либо другое большое и разношерстное) никогда не был простым механизмом, в том числе и для управления.
В последние как минимум десять лет непререкаемым авторитетом была канцлер Германии Ангела Меркель. А будет ли кто-то после нее?
Этим вопросом задается в статье для The New York Times Хелен Томпсон, профессор Кембриджского университета и публицист. Проанализировав нынешние политические реалии в странах Евросоюза, она приходит к выводу, что личностей, которые могли бы занять место Ангелы Меркель и руководить неповоротливой союзной махиной, нет и пока не предвидится.
Все потуги французского президента Эммануэля Макрона хотя бы разделить европейский "престол" результатов толком не дали. Томпсон резюмирует: без сильного лидера ЕС ждет застой, а само объединение уже стало неуправляемым.
Трудно не согласиться с такими утверждениями. Очевидно, что как минимум ближайшие несколько лет Европу будет лихорадить не только из-за насущных проблем – от энергетических до постпандемийных, но и в связи с попытками разных стран тянуть одеяло на себя. Лебедь, рак, щука и многие другие начнут делить сферы влияния.
Разумеется, именно Париж постарается сыграть первую скрипку, но и Олаф Шольц, который уже совсем скоро может стать новым канцлером Германии, вряд ли захочет сдавать позиции. По сути, именно в этом противостоянии и будет определяться новый "силовой" расклад.
Но только успеет новый глава (фактический) ФРГ вникнуть в текущие дела и наладить работу, как весной 2022 года случатся президентские выборы во Франции. Еще один достаточно видный деятель, по мнению Хелен Томпсон, – премьер-министр Италии Марио Драги, который однажды спас евро, будучи главой европейского ЦБ, а теперь может "покуситься" на спасение Евросоюза как такового. Впрочем, ставить на него деньги не рекомендуется.
Со стороны, конечно, любопытно будет понаблюдать, как переформатируется руководство в союзе, какие метаморфозы и трансформации ждут систему. Особенно сейчас, когда и страны внутри организации, и она вся целиком стали чаще заявлять о самостийности и независимости. Однако нельзя забывать, что сложности в ЕС напрямую отразятся и на их партнерах, на экономических связях. Так что, безусловно, глобальный мир должен пожелать европейцам поскорее утрясти хотя бы внутренние проблемы, чтобы не появились еще и новые внешние.