РИГА, 12 окт — Sputnik, Симона Алексеева. География фестиваля – Рига, Вентспилс и Лиепая. А программа помимо драматических спектаклей включает балетные постановки, кинопоказы, мастер-классы и творческие встречи режиссеров со студентами Академии культуры.
О чем мы молчали?
Главным событием этой недели станет спектакль "Иранская конференция" московского Театра Наций – его сыграют 12 и 14 октября в театре "Дайлес". Постановка по пьесе Ивана Вырыпаева удостоилась "Золотой маски - 2020" в номинации "Лучший спектакль в драме, большая форма". Она также была выдвинута на премию в номинациях "Лучшая работа режиссера" (Виктор Рыжаков), "Лучшая женская роль" (Ксения Раппопорт), и "Лучшая мужская роль" (Евгений Миронов, Виталий Кищенко, Игорь Гордин). В постановке занято целое созвездие блестящих российских артистов, включая Ингеборгу Дапкунайте и Алексея Верткова.
По сюжету представители интеллектуальной элиты собираются на конференцию в Копенгагене, чтобы обсудить наболевшую "иранскую проблему" – нарушение прав и свобод, ежедневные казни, пытки и военные конфликты на Ближнем Востоке. Но постепенно вопросы о том, кто виноват в происходящем на планете, сменяются размышлениями о человеке и смысле жизни, разговорами о личном и сокровенном...
Чулпан Хаматова играет иранскую поэтессу, лауреата Нобелевской премии по литературе Ширин Ширази
Занятый в этой постановке худрук Театра Наций Евгений Миронов так характеризует "Иранскую конференцию": "Это спектакль-акция о том, о чем мы, может быть, молчали или не хотели говорить. Мы хотим задать тон и положить начало этому разговору, потому что сейчас – самое время".
Харизматичнее Далай-ламы
Апогей фестиваля – полный гуманизма спектакль Театра Наций "Горбачев" 21 и 22 октября в "Дайлес". Его поставил худрук Нового Рижского театра Алвис Херманис. Несмотря на рекордную стоимость (от 70 до 130 евро), билеты подчистую распроданы. На сцене в декорациях гримерки всего два действующих лица – чета Горбачевых в исполнении Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой. А повествование намеренно исключает шесть лет Михаила Сергеевича при власти (от генсека КПСС до президента СССР). В фокусе – человеческий аспект.
Два года назад на пресс-конференции в Новом Рижском театре, приуроченной к открытию сезона, Алвис Херманис подробно рассказывал о процессе постановки этого спектакля: "Наша встреча с Михаилом Горбачевым длилась 2,5 часа, и ее я не забуду никогда. Не хотелось бы спорить с Дайнисом Ивансом (глава движения "Атмода". - Прим. ред.), который считает перестройку заслугой латышского народа. Но если бы не Горбачев, то многие латвийские руководители до сих пор бы преподавали марксизм и ленинизм".
Алвис Херманис встретился с Горбачевым в Москве, когда тому было 88 лет. "Он (Михаил Сергеевич) оказался невероятно эмоциональным человеком с большим сердцем, - вспоминал Херманис эту встречу. - Не хочу хвастать, но харизма Михаила Сергеевича гораздо сильнее, чем Далай-ламы. Про политику мы мало говорили. Мне было интересно понять, как простой ставропольский комбайнер стал главным человеком в СССР и парализовал целый механизм. Мне непонятно, почему в России его не любят. Люди не понимают, что если бы не Горбачев, то они бы не ездили, как сейчас, в отпуск в Египет, а до сих пор бы сидели в столовых и ели остывшие макароны. Нет ни одного другого человека, который бы за 20 лет настолько изменил нашу жизнь к лучшему".
Этот спектакль принес Ксении Раппопорт номинацию "Лучшая женская роль" на "Золотой маске - 2020"