РИГА, 4 окт — Sputnik, Дмитрий Олейников. Президент Латвии выступил с новой законодательной инициативой – для решения важных для страны вопросов назначать в состав кабинета министров "политически ответственных лиц" - госминистров.
Данное предложение президент выдвинул на встрече со спикером Сейма Инарой Мурниеце и представителями фракций парламента в Рижском замке. Согласно информации, опубликованной на официальной странице президента, "Латвия как современное государство Европы должна иметь возможность адекватно и быстро реагировать на динамичный ход 21-го века, его среду, но система госуправления, которая, может, хорошо служила в 19-м или 20-м столетии, сейчас не справляется с этим". Традиционная вертикальная система, по мнению президента, не способна эффективно справляться с задачами, которые выпадают из привычных сфер деятельности отдельных министерств, где, возможно, необходимо межотраслевое сотрудничество. В числе подобных сфер во время встречи главы государства с фракциями были упомянуты вопросы демографии, прав детей и политика семьи, управление информационными и коммуникационными технологиями, цифровая политика, аспекты информационного пространства Латвии, "зеленый курс".
Глава государства отметил, что лиц, ответственных за работу в соответствующих направлениях, можно было бы включать в состав кабинета министров, но без предоставления им права голоса наравне с министрами. Подобная система, с существованием госминистров или министров по особым поручениям, отметил президент, существует в Германии, Франции, Эстонии, Дании и других странах Европы.
Президент подготовил инициативу, которая предусматривает изменения в законе "О порядке работы кабинета министров".
Слова красивые, но что выйдет на практике?
Идея президента – это не новое, а хорошо забытое старое. Подобная система существовала в Латвии в 90-е годы. Тогда кабинет министров состоял из 30 министров, а часть постов госминистров создавались практически с одной целью – удовлетворить аппетиты коалиционных партнеров, которым не хватало "традиционных" министерских должностей.
Левитс и сам работал в таком правительстве в 1993–1994 годах – был министром юстиции, а его коллегами были госминистры по делам леса, по госдоходам, по внешней торговле и европейским делам. Эффект от работы был как раз противоположный тому, что ожидает от госминистров президент Левитс сейчас: полномочия госминистров пересекались с направлениями работы "традиционных" министерств, функции дублировались, увеличивалась путаница. Вполне закономерно, посты госминистров были сокращены при очередной попытке оптимизации государственных расходов.
"Чтобы уравновесить политическую жадность – если у политической силы был "большой" министр, то добавлялся полуминистр", – так описал принцип существования и воспроизводства госминистров депутат Сейма Янис Урбанович.
Интересно, что законодательные поправки, которые намерен подготовить президент, планируется ввести с начала полномочий следующего Сейма. То есть уже сейчас, за год до выборов, президент планирует существование коалиции с привлечением большого количества партий в парламенте (аппетиты которых предстоит удовлетворять). Очевидно, коалиция будет существовать в противовес набирающей силу оппозиции, а именно президент, по Сатверсме, назначает кандидата в премьер-министры.
Также, очевидно, что заниматься экономией бюджетных средств за счет оптимизации расходов на штат госуправления нынешнее правительство и президент не намерены даже после выборов в следующий парламент.