РИГА, 2 окт - Sputnik, Андрей Солопенко. Однако находятся энтузиасты, по крупицам пытающиеся воссоздать облик утраченного города, один из них Виктор Гущин, презентовавший очередную книгу об истории Елгавы, как раз в период с 1795-1917 годы.
Потерянная "жемчужина Земгале"
Новый труд Виктора Гущина, посвящён истории строительства в Елгаве, тогдашней Митаве, в первой половине XIX века. По его словам, поначалу в тот период времени с архитектурной точки зрения она считалась малопривлекательным городом. Преимущественно Елгава была застроена деревянными домами, тогда как каменные строения по большей части находились на улице Речной, или Набережной. Однако после утверждения Российским императором Александром Iкаталога образцовых фасадов для жилых и общественных зданий, изданного в пяти частях, по которому следовало строить новые дома, положение в ней стало меняться.
Как заметил Гущин: "Для Елгавы внедрение этих новых правил привело к тому, что город постепенно стал застраиваться красивыми зданиями. Этот процесс застройки растянулся на целое столетие и к началу Первой Мировой войны, к 1914 году, Елгава представляла собой по-настоящему красивый губернский город. Её даже называли "жемчужиной Земгале", имея ввиду уникальный архитектурный облик". В связи с этим, очень печально, что практически все из этих зданий не сохранились, хотя, как считает Виктор Иванович, возможность их восстановления, особенно в историческом центре, всё же была.
Так, например, здание Дворянского клуба на улице Катериниской, по проекту архитектора Северина Йенсена, в период боёв за город в 1944 году, было частично разрушено, и после войны долгое время стояло без окон, дверей и крыши, но всё же могло быть восстановлено. "К сожалению, – говорит Гущин, – оно восстановлено не было и там, где ранее находился этот дом, сейчас мы видим пустую асфальтированную площадку". Также, по его словам, по проекту архитектора Йенсена в начале XIX века было перестроено другое красивое здание – дом №36 на Замковой улице, который тоже не сохранился.
Затратное строительство
Кроме этого, поведал Гущин и о жизни архитекторов, строивших город. Так, упомянутый Северин Йенсен был наследником известного архитектора Растрелли. После его смерти, Йенсен перенял целый ряд проектов Растрелли и завершил их строительство. "Со своей доработкой, с некоторыми изменениями, но все же с сохранением основного замысла, который в эти проекты вкладывал архитектор Растрелли", – подчеркнул Виктор Иванович. Среди его работ можно назвать конюшни Рундальского дворца, усадьбу Залениеки, а также Елгавскую гимназию, сохранившуюся до сих пор, где ныне располагается музей города.
Следующим архитектором был Матиас Шонс, создавший проект перестройки и ремонта Митавского дворца, рисунок фасада и план Больших герцогских конюшен на берегу реки Дриксы и ситуационный план застройки Конюшенной площади в Елгаве. "11 ноября 1805 года он скончался от "нарыва в груди", как сообщает архивный документ", – указал Гущин. При этом, что интересно, как заметил историк: "До начала января 1806 года обязанности Курляндского губернского архитектора исполнял простой плотник Геннинг, поскольку быстро найти кандидатуру, кем заменить Шонса, не получалось".
Также Шонс создал проект дома курляндского гражданского губернатора, ремонт которого заканчивал уже другой архитектор Иоганн Петер Крик. Как рассказал Гущин, Крик пробыл на этой должности недолго, а его отстранение носило откровенно скандальный характер. Ему предъявили претензии в том, что он затянул строительство и ремонт дома гражданского губернатора, а также перерасходовал финансовые средства, выделенные на эти работы. Ещё его обвинили, что он якобы продал казённые материалы, предназначенные на строительство дома и даже предлагали предать Крика суду и наложить арест на его дом.
Здания, которых нет
В связи с этим ясно, что сохранить свой пост он не смог и в 1811 году потерял его. Правда, о том, предстал ли Крик перед судом, документов не сохранилось, как и не сохранился дом гражданского губернатора, серьёзно пострадавший во время наполеоновской кампании 1812 года, и окончательно отремонтированный лишь после войны. По словам Гущина, этот дом простоял на углу Рыночной площади до 1944 года, а в период боёв за город был частично разрушен и в 1961 году на его месте построили городской Дом культуры.
Не сохранилось и здание гостиницы Иоганна Эрнста Цера, построенное в стиле классицизма в 1825 году и являвшееся главной архитектурной доминантой будущей площади для парадов в Митаве. Как рассказал Гущин: "В гостинице было 40 номеров, а стоимость однодневного проживания стоила от 60 копеек до пяти рублей. В здании был большой бильярдный зал, ресторан, и даже теплые конюшни для лошадей, в которых, как указывалось в справочном издании "Вся Курляндская губерния" за 1904 год, предлагали “запас сена, овса и соломы”".
Кроме этого, печальная участь постигла и здание гауптвахты, построенное в 1821-1822 годах и находящееся на южной стороне Рыночной площади. При этом, по словам Гущина, во время боев за город летом-осенью 1944 года гауптвахта пострадала незначительно и еще до конца 1950-ых годов она сохранялась на территории рынка. "Ее судьбу предопределило принятие решения об изменении направлений улиц в Елгаве. Она стояла прямо поперек оси нового участка улицы Узварас и в середине 1960-ых годов к огромному сожалению, была снесена".
Остатки былого величия
Ведь, согласно новому генеральному плану о восстановлении и новой застройке Елгавы, предполагалось не столько восстанавливать старый город, а сколько строить новый. Тем не менее, как заметил Виктор Иванович, несмотря на это рассматривалось, что многие здания, построенные в конце XIX – начале XX века и которые считались подлинным украшением Елгавы, все-таки будут восстановлены. При этом, по его словам, фасады этих зданий были вполне сохранившимися и очень печально, что в конечном счёте их снесли и сейчас лишь старые фотографии напоминают об их существовании.
Тем самым единственное сохранившееся здание, о котором рассказывается в книге является Вилла Медема, правда и она ныне находится не в самом лучшем состоянии. "После войны этот дом был клубом льнокомбината и в нем устраивались различные танцевальные вечера, а после 1991 года, сменив целый ряд хозяев, он стал собственностью предпринимателей из Германии. <…> На сегодняшний день восстановлен только внешний фасад здания, а внутри там все достаточно плачевно", – подытожил Гущин, отметив, необходимость сохранения данного памятника архитектуры, дабы хоть что-то напоминало о том какой красивой была Елгава в предыдущие столетия.