Во многом отказавшаяся от угля в попытке перейти на "зеленую" выработку электроэнергии Европа сегодня в трудном положении: ее газовые хранилища заполнены лишь частично, поставщики сжиженного природного газа отдают предпочтение Азии, а возобновляемые источники энергии (ВИЭ) не могут в полной мере удовлетворить спрос на топливо.
Приближается зимний отопительный сезон, и зависимость Европы от России только усиливается.
"Если все европейские электроэнергетические компании переключатся на уголь, это приведет к резкому росту спроса, который Россия не сможет удовлетворить в столь короткие сроки, — говорит старший аналитик исследовательской компании в области энергетики WoodMackenzie Наташа Тюрина. — Европе потребуются поставки и из других стран, скажем, из США, но там ситуация такая же, как и везде".
Беды Европы выводят на передний план кризис с поставками энергоресурсов, который охватил мир в момент, когда многие страны приходят в себя после пандемии. Спрос на нефть, газ и электричество резко вырос, и уголь тоже возвращается на рынки.
Восстановление роли угля и усиление зависимости от него осложнит ситуацию на климатической конференции ООН COP26, которая состоится через несколько недель.
Как рассказал эксперт по стратегии из европейской энергетической компании на условиях анонимности, коммунальные предприятия Европы изо всех сил стремятся закупить как можно больше угля, но Россия, занимающая третье место в мире по угольному экспорту, в основном продает его оптовым азиатским покупателям.
Ситуацию осложняет еще и то, что в Европе действуют строгие экологические нормы по сжиганию угля, из-за чего России тяжело и долго готовить поставки, отвечающие требованиям ЕС по качеству.
По словам Тюриной, российские поставки в Азию могут еще вырасти в четвертом квартале, когда увеличится пропускная способность железных дорог, закончатся ремонтные работы, и будет меньше конкуренции со стороны других грузов: в конце лета всегда сокращается пассажиропоток в сторону Черного моря, где находятся как курорты, так и крупные экспортные порты.
Транспортных затруднений в западном направлении меньше, потому что от 35 до 45% энергетического угля экспортируют через северные и южные порты, в том числе в Европу - такие данные приводят компании-поставщики.
Как говорит заместитель руководителя Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода, в этом году транспортная инфраструктура сможет отправить на запад около 133 миллионов тонн угля - это почти на 40 миллионов тонн больше, чем в 2020 году. Такое увеличение пропускной способности достигнуто за счет реализации ряда проектов по расширению инфраструктуры.
Тем не менее, согласно прогнозам, объем угольного экспорта в Европу, в том числе на выработку электроэнергии, в этом году останется без изменений и составит около 48 миллионов тонн, рассказала официальный представитель Министерства энергетики. В первой половине года он увеличился на 2,4% — до 22,5 миллиона тонн.
Рост спроса в Европе может вызвать интерес у российских угольных поставщиков, которые в таком случае увеличат экспорт.
"Но вопрос в том, какой дополнительный объем поставок осилит железнодорожная инфраструктура", — говорит Тюрина.