РИГА, 16 сен — Sputnik, Алексей Стефанов. Карлиса Биланса можно назвать одним из первых политзаключенных Литвы. В конце 1980-х он находился в руководстве Шальчининкайского района, который отказался признавать выход республики из СССР. Населенный преимущественно этническими поляками, регион отказался подчиняться новой власти, оставив на своей территории законы СССР и три официальных языка – литовский, польский и русский.
За это в 1997 году против Биланса и его коллег возбудили уголовное дело. Суд первой инстанции наказал политика лишением свободы на три с половиной года, апелляционный увеличил тюремный срок до семи лет. Третья судебная инстанция снизила наказание до двух лет с отсрочкой исполнения приговора. Благодаря этому срок получился условным. Но даже риск провести несколько лет в тюрьме не сломил Биланса, и он продолжал участвовать в различных политических и правозащитных организациях.
В интервью агентству Sputnik Литва Карлис Биланс рассказал, почему он считает, что власти страны подготовили почву для установления военной диктатуры, а также имеет ли Литва моральное право не впускать в страну беженцев.
Вся власть военным
В декабре 1926 года в Литве произошел военный переворот, приведший к власти Антанаса Сметону, установившего авторитарный режим правления. Сейчас в республике власти перестраховались и в случае экстренной ситуации также будут опираться на военных, уверен Карлис Биланс.
"Во время митинга 10 августа Сейм принимал решение о возможности беспрепятственно вводить в Литве режим чрезвычайной ситуации, а фактически – военное положение. Предлогом была ситуация с беженцами на границе. Но зачем давать неограниченные полномочия военным, если есть пограничники, полиция, Департамент госбезопасности? Почему против мирных граждан должны выступать военные? Я думаю, власти начали подготовку к тому, чтобы установить военную диктатуру", – считает правозащитник Карлис Биланс.
Он говорит, что 10 августа находился на митинге у Сейма и видел все своими глазами – власти всячески игнорировали народную сходку. Из 141 депутата Сейма к митингующим вышли только пять-шесть народных избранников, остальные укрылись за стенами парламента, а когда поняли, что народ не расходится, выезжали с работы под прикрытием полиции.
"Это же надо так бояться собственного народа, что вместо общения они прорывались сквозь толпу на машинах, а полиция расчищала дорогу с помощью слезоточивого газа", – поражается активист.
Он считает, что власти так отдалились от простых людей, что потеряли какую-либо связь с ними, и "нужно было срочно подстраховаться".
"Только представьте – клан Ландсбергисов управляет страной 30 лет, и вдруг построенная ими империя зашаталась. Поэтому возможность беспрепятственно вводить режим чрезвычайной ситуации – настоящее спасение для них. Режим ЧС уже ввели на приграничных территориях, и ничто не помешает распространить его на всю Литву", – уверен Биланс.
Беспокоит правозащитника и то, что власть Антанаса Сметоны держалась на националистической военизированной организации "шаулисов", или "Союза стрелков". В конце 1980-х союз был возрожден, а пару лет назад насчитывал уже около десяти тысяч членов.
"Сейчас точное число неизвестно, но их стало в разы больше. Кто такие "шаулисы"? Это гражданские лица, которые имеют право на хранение и ношение стрелкового оружия. У них есть военная форма и такие же права, как у военных. Это вообще прямая параллель с военным правлением. Если вдруг и военные дадут слабину, их заменят "шаулисы", и власть устоит при любой ситуации", – уверен правозащитник.
Нечего было лезть в Ирак
В миграционном кризисе винить Беларусь и перекладывать вину за случившееся на Александра Лукашенко как минимум глупо, считает Карлис Биланс.
"У нас наплыв беженцев называют гибридной войной. Но почему литовские власти забыли, что когда в 1994 году Лукашенко пришел к власти в Беларуси и начал активно бороться с коррупцией, Литва приняла всех, кто боялся сесть в тюрьму за эти преступления? Почему забыли про соросовский Европейский гуманитарный университет, десятилетиями занимающийся подготовкой в Вильнюсе белорусской оппозиции? А признание Гитанасом Науседой и Сеймом Светланы Тихановской? Ладно бы она хоть победила на выборах официально и была свергнута, но нет же", – возмущается правозащитник.
Все это дает право Беларуси как минимум "не стоять железным щитом на границе, защищая эту самую свободолюбивую европейскую страну от людей, которые просят помощи именно у Европы", говорит он.
"Я даже удивляюсь терпению белорусского государства. Именно государства, потому что Беларусь– это не один человек. Они очень долго терпели. На месте Лукашенко я бы давно прекратил какое-либо дипломатическое общение и закрыл границы. Тем более что сотрудничество с Беларусью Литве экономически выгодно, и сейчас мы очень многое потеряем", – уверен Биланс.
Возвращаясь к беженцам, он говорит, что Литва сама виновата и ответственна за людей, которые массово переходили границу летом и пытаются это делать сейчас. Ведь это не белорусские солдаты в составе стран НАТО вторгались в Косово, Ирак, Афганистан, другие страны, а именно литовские.
"Да, в том же Ираке литовцев было немного, но мы поддерживали вторжение в чужую страну, представители наших силовых структур пусть и косвенно, но принимали участие в свержении и убийстве Саддама Хусейна. И это аморально – сейчас травить просящих помощи у Литвы иракцев собаками, бить дубинками и загонять назад в Беларусь. Белорусы как раз относятся к гражданам этих стран гуманно – выдают визы, разрешают приезжать к себе. А дальше это право людей просить помощи у Евросоюза, который принимал участие в разрушении их стран", – уверен правозащитник.