Прибалты довели реки Латвии до жутчайшего состояния

Экологи бьют тревогу и ищут причины назревающей экологической катастрофы: состояние латвийских рек оставляет желать лучшего
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 11 авг - Sputnik, Евгений Лешковский. Латвийское отделение международной организации WWF (Всемирный фонд дикой природы) сколько работает в странах Балтии, столько и поднимает чуть ли не главную экологическую проблему целого региона – экосистемы рек Латвии.
То есть качество воды, состояние дна, берегов, наконец, животного мира, стремнин. За два десятка лет фонд провел далеко не одну акцию, чтобы привлечь внимание общества к проблеме, а точнее, целому комплексу проблем окружающей среды.
Так, много лет назад по всей стране гремела акция "Лососям быть!". В рамках этой акции чуть ли не все экологи республики, объединив силы, боролись, к примеру, с малыми ГЭС и дамбами – одной из главных причин, почему падает качество воды в реках, меняется и, наконец, гибнет животный мир водоемов.
МВД Латвии требует у правительства 200 миллионов евро на экологию
Малые ГЭС и всяческие дамбы на реках мешают нормальному току воды и жизни – это словно тромбы в сосудах человека, которые в конце концов попросту убивают.
И вот совсем недавно стартовал новый долгосрочный проект WWF "За чистые реки!", к которому тут же подключились многие другие экологические организации единомышленников, да и не только они. Даже разные музыканты и производители минеральной воды: чтобы латвийцы задумались о проблеме сохранения рек.
Представитель WWF Латвия Магда Йентгена рассказала корреспонденту Sputnik Латвия, что малые ГЭС и дамбы, например, от старых водных мельниц, не снесенных вовремя, действительно – страшное зло: они чуть ли не главная причина, почему в Латвии лишь треть всех рек соответствуют экологическим нормам, а остальные – в плачевном состоянии.
"Понимаете, не было бы ГЭС с дамбами на реках – водоемы могли бы сами очищаться, в том числе от всякой химии, которая попадает от населенных пунктов и еще – с обрабатываемых сильнейшими удобрениями полей. Природа позаботилась, чтобы реки могли сами очищаться от разной дряни, но это происходит лишь тогда, когда вода нормально течет по руслу, остывает в прибрежной тени, обогащается кислородом на порогах, а не застаивается около дамб и ГЭС. Тут целый комплекс проблем", - поясняет Йентгена.
По ее словам, в реках меняется вся экосистема. Вместо одних растений и рыб появляются другие, которые обычно встречаются не в холодных быстрых реках, но в озерах или даже в болотистых прудах. Для реки правильно, когда вода течет, и охлаждается от тени у берегов.
Но, как указывает Йентгена, строители ГЭС перекапывают берега, уродуют там буквально все, в частности, спиливают деревья, которые должны отбрасывать тень на речную поверхность. А там, где ГЭС и дамбы, вода застаивается, повышается ее температура, в ней развиваются самые разные совершенно нетипичные для рек микроорганизмы и вредоносные бактерии и токсичные сине-зеленые водоросли, значит, о чистоте воды говорить уже не приходится.
Лучше не дышать: Латвия серьезно отстала от Эстонии по экологии
Строители малых ГЭС в Латвии, как правило, перерывают в реках пороги, перекаты и водопадики, на которых обычно и ставят дамбы с электростанциями. И если изначально в чистых реках водятся, скажем , лосось, форель, кумжа, хариус, то в реках, где стоят ГЭС, обитают совершенно другие виды рыб и развиваются другие растения.
Но насколько действительно страшны проблемы рек именно из-за малых ГЭС? Экологи в рамках нового проекта намерены первым делом собрать максимум информации о том, где и сколько на территории Латвии стоит малых ГЭС. Хотя представители WWF могли бы обратиться за поддержкой к одному из самых авторитетных экологов страны, руководителю проектов Латвийского орнитологического общества и одному из инициаторов упомянутой вселатвийской акции "Лососям быть!" Роланду Лебусу. У него есть точные данные, где, на каких реках и сколько стоит малых ГЭС.
Парадокс в том, что большинство малых ГЭС построены на самых живописных и даже охраняемых реках Латвии. Страшно подумать, но только на одной Гауе (реке – одном из символов природы Латвии) понастроено аж девять малых ГЭС. И еще у того же Роланда Лебуса есть данные, кому именно принадлежат станции. А принадлежат они, конечно, по чистой случайности, в массе своей представителям правящих партий страны либо людям, которые повязаны с ними общим бизнесом. И тому есть доказательства у экологов.
И еще, по словам Магды Йентгены, качество воды в реках Латвии падает из-за того, что в них попадают удобрения с полей, в основном в регионе Земгале, где больше всего сельскохозяйственных угодий.
Также печальная ситуация в Курземе, где, с одной стороны, много своих полей, на которых из года в год используют сильнейшую химию, а с другой стороны – Литва, где пестициды, гербициды и прочая агрессивная химия – это норма жизни. В том числе из-за литовцев гибнет одна из крупнейших рек Латвии – Лиелупе. Она возникает при слиянии Мусы и Мемеле в Латвии, в городке Бауска...
Так вот, Мемеле частично протекает по соседней республике – Литве , где ее воду основательно травят с полей.