РИГА, 10 сен — Sputnik, Андрей Татарчук. В Риге 9-11 сентября проходит 26-я международная выставка Riga Food – важнейшее отраслевое событие, ради которого выставочный центр на Кипсале включил "зеленый" режим эпидемиологической безопасности.
"Зеленый" режим - мера вынужденная, к сожалению, оказалось необходимым условием проведения международной выставки. Часть территории вокруг входа в павильон обнесена забором, жесткий пропускной режим. Все участники и посетители обязаны при входе на территорию выставочного центра предъявить контролеру действительный сертификат образца ЕС, удостоверяющий, что человек вакцинирован от коронавируса или за последние полгода перенес COVID-19. Конечно, новый регламент отсек от выставки тысячи "несертифицированных" посетителей и, к сожалению, участников: многие просто не смогли прийти или въехать в Латвию. В Riga Food 2019 участвовали 700 компаний из 30 стран, годом позже в Латвию смогли приехать 450 компаний из 25 стран. Формат этого года – 300 предприятий из 15 государств.
Хамон "черная нога" из откормленных желудями свиней, самый дорогой продукт в линейке испанского производителя
© Sputnik / Sergey Melkonov
"Как в дорожном движении, где ехать можно только на зеленый свет, в этих условия качественное проведение выставок возможно только в "зеленом" режиме. Можно прогнозировать, что при таком формате выставки смогут без ограничений проходить максимально долго – вплоть до возможного локдауна. Внутри выставочного центра нет ограничений, участники и посетители могут безбоязненно и полноценно использовать все предоставляемые возможности – свободно общаться, участвовать в конференциях и мастер-классах, дегустировать и испытывать, как это было до пандемии", - говорит председатель правления компании ВТ1 Виестурс Тиле.
Маски сброшены!
Как рассказал Виестурс Тиле, компания ВТ1 стала одним из крупнейших в Латвии получателей финансовой поддержки государства. Это позволило компании сохранить бизнес, а иначе организатор выставок сегодня стал бы банкротом. А внутри павильонов формально теперь вообще ничего не напоминает о том, что снаружи действуют жесткие меры по предотвращению очередной волны COVID-19: сотни людей – и все без масок, социального дистанцирования также нет.
Мороженое из яичного белка - новый продукт на рынке Балтии
© Sputnik / Sergey Melkonov
На открытии Riga Food 2021 советник министра сельского хозяйства Эдгарс Ратниекс сообщил, что экспорт продовольствия занимает 20% от всего объема экспорта Латвии, и это второй показатель после экспорта леса и пиломатериалов. В 2020 году продукты и напитки из Латвии поставлялись в 130 стран мира, общая сумма экспорта – 3,41 миллиарда евро, годовой прирост – 52%. Подобный рост – глобальная тенденция, во время пандемии потребители расходуют больше денег на еду и напитки. При антикризисной поддержке государства и ЕС, а на программы финансирования в период пандемии до сих пор могут претендовать производители и торговцы, отрасль не только сохранила потенциал, но и выросла. Заместитель председателя комитета городской собственности Рижской думы Антонина Ненашева отметила, что многие страны и города строят туристические и культурные кластеры вокруг потребления еды и напитков, и Рига развивает систему гастрономического туризма. Были бы иностранные туристы.
В традиционном конкурсе производителей молочной продукции в этом году – 30 номинантов. Как рассказал председатель Латвийского союза переработчиков молока Янис Шолкс, кризис практически не снизил основные показатели предприятий отрасли. Но показал креативность переработчиков. Сыроделы, например, не строят весь свой бизнес вокруг хорошо продающихся полутвердых сыров, как "Российский" и "Голландский", а стремятся к новым вершинам. Среди новинок золотые медали у производителей латвийских биосыров и сыров, сочетающих в себе не всегда сочетаемые вкусы и ароматы – с медом и перцем чили, с чесноком.
Различные виды сыра из Латвии
© Sputnik / Sergey Melkonov
"Спасибо богу и потребителю"
"Это новая волна инноваций, которая идет по всему миру, и я убежден, что через год мы увидим много интересных новинок. Иногда 3-4 разных сочетания. 2022 год станет годом сыра без лактозы. Что-то останется в производстве, что-то не пойдет, но в Латвии в режиме теста производители стали чаще экспериментировать со вкусами. Мы прошли уже волну производства молочных продуктов с повышенным содержанием протеина. Теперь новая линейка – безлактозные, безглютеновые продукты, которые подходят диабетикам и аллергикам. В Латвии уже не хотят покупать такие продукты из Дании и Финляндии, а хотят делать и продавать свои", – говорит Янис Шолкс.
Он отметил, что суммарная экспортная стоимость продукции молочной переработки Латвии составляет 156 миллионов евро, латвийский завод "Прейлю Сиерс" – заметный игрок в Европе по сыру чеддер, завод "Лимбажу Сиерс" – по твердому сыру пармезанного типа, успешно работает с итальянскими производителями сыра в регионе Пармы. При этом в Латвии сохранилось высокое качество молока, кстати, лучшего в регионе стран Балтии и Польши.
На стенде латвийского производителя хлеба
© Sputnik / Sergey Melkonov
"Слава богу и потребителю, кризис не ударил по нашей индустрии. Если несколько лет назад суммарное поголовье коров – это 160 тысяч голов, то сейчас молоко поставляют немногим более 120 тысяч коров. В основном это высокоэффективная голштинская порода, надои-то не упали при сокращении общего поголовья, а даже увеличились на 1%. Надои растут, эффективность бизнеса также идет вверх", - констатировал отраслевые тенденции Янис Шолкс.
Торгово-товарные варианты с Украины
Крупнейший национальный стенд выставки – это общая экспозиция почти двух десятков украинских производителей продовольствия и напитков. Черноземная богатая Украина ранее слыла всесоюзной житницей, а сейчас это экспортер продуктов в страны ЕС. В латвийских торговых сетях достаточно широко представлена бакалея и изделия Азовского, Днепровского кондитерских комбинатов, а также заводов "Рошен", находящихся в собственности экс-президента Петра Порошенко. В его "сладкую" империю входит также Клайпедская конфетная фабрика, а по ценам в ретейле украинские сладости успешно конкурируют, например, с продукцией фабрик "Лайма" и "Стабурадзе" норвежского концерна Orkla.
Украинские производители ищут выходы на рынки Евросоюза
© Sputnik / Sergey Melkonov
О победном шествии в Европе и мире алкогольной продукции Украины нам рассказал Александр Петров, представитель украинской Палаты коммерции и промышленности в Латвии. В расширении присутствия на рынках стран Прибалтики заинтересован также представивший богатый ассортимент продукции на Riga Food украинский олигарх, глава наблюдательного совета алкогольного холдинга Global Spirits Евгений Черняк, которому принадлежат ликеро-водочные заводы в Запорожье и Полтаве. Запорожская водка "Хортица" достаточно хорошо известна в Европе, но предприятия Черняка выпускают еще около 40 брендов спиртных напитков, включая коньяк или бренди "Шустофф". А экс-руководитель концерна "Шустофф" Эдуард Городецкий развивает виноделие в южных украинских землях, купажируя вино французских лейблов, французской же и итальянской лозы, но свое – с черноморских долин.
Кроме огромной коллекции спиртных напитков, украинцы также привезли в Латвию широкую линейку товаров концерна "Ямуна" и партнерских предприятий из города Ровно. Даже пиво, о котором нам рассказал менеджер Олександр Дубарець. По отзывам, ровенское пиво, а это в основном светлые легкие лагеры, превосходит по вкусовым качествам многие известные латвийские марки. Опять же, цена очень проходная.
Менеджер по экспорту концерна "Ямуна" Валентина Мельник отметила, что экспорт продовольствия из Ровно сейчас ведется в страны так называемого блока ГУАМ, а это Грузия, Азербайджан, Молдова и Армения, но в странах ЕС они не представлены. Ровенцы готовы дать очень хорошую цену и большой объем поставок на стадии входа, например, в латвийские сети ретейла. Вопросы отсрочки оплаты также гибкие. Из тех позиций, которые на стенде, интересны сухие галеты, или Хлiбцi хрусткi гречанi, с точки зрения сторонников диетического питания этот низкокалорийный продукт вне критики.
Украинские производители ищут выходы на рынки Евросоюза
© Sputnik / Sergey Melkonov
Премиум-сегмент и бизнес на капсаицине
Рядом со стендом Украины – богатая экспозиция латвийского производителя аквакультур, включая осетровые породы рыб и черную икру (3 тонны в год и более 95% на экспорт) – фирмы Mottra, ее завод с бассейнами находится сразу за чертой Риги в западном направлении. Завод семьи Трачук использует метод так называемого искусственного доения икры стерлядей и осетров – рыба при этом остается жить. Интересный сегмент, учитывая, что квот на вылов осетров даже в Каспии в этом году практически нет, и почти всю черную икру в мире производят на фабриках осетровой аквакультуры. Кроме того, это предприятие делает шашлык из африканского сома и осетра. Здесь же, на выставке, все это продается.
Знаменитый латвийский производитель черной икры компания Mottra
© Sputnik / Sergey Melkonov
"Экспорт в нашем случае занимает более 90% – к сожалению, в Латвии торговцы в связи с кризисом меньше закупают черную икру разных видов осетровых, которые мы выращиваем. Но при этом на Новый год, когда в Латвии был тотальный локдаун, люди с неплохим ажиотажем покупали наши продукты", – говорит продукт-менеджер предприятия Каспарс Курпис.
Один из самых интересных стендов этой выставки – экспозиция частного предприятия Burka & Ledus из Марупского края. Там семья начала выращивать жгучий перец для соусов и неожиданно попала прямо в точку. За прилавком, а там можно купить латвийские домашние соусы табаско или аджику, которые намного лучше большинства конкурентов, стоит Лоретта. Они с мужем придумали этот бизнес пять лет назад. Сейчас в их линейке уже 30 видов товаров.
Различные виды перца от умеренного Халапеньо до невообразимо острого Каролина рипер выращивают в Латвии
© Sputnik / Sergey Melkonov
Капсаицин, основная жгучая составляющая перца, стала основой этого бизнеса. Как объяснила наша собеседница, жители Латвии традиционно не употребляли в еду жгучих специй, но путешествуя чаще и открывая для себя кухни стран Юго-Восточной Азии, Мексики или Средней Азии, специи стали добавлять даже в традиционные латышские блюда. А острота тут самая разная. Для сравнения, острота перца "Халапеньо" по шкале жгучести Сковилла составляет 2500-8000, а в саду у Лоретты растут кусты красного сорта с кричащим названием Caroline Reaper, жгучесть которого – 1,4–2,2 миллиона по Сковиллу. Попробовать этот перец просто невозможно. Можно умереть от болевого шока.
"Мы готовим соусы в шлемах, а лучше – герметичные кислородные маски", – улыбается Лоретта. По ее словам, абхазец, попробовав аджику, отметил, что она лучше, чем в Абхазии. А тестировавший кайенский перец мексиканец пришел в восторг. Соусы последовательно и искренне хвалили китайцы и вьетнамцы, а если сделать дегустацию вслепую продукции из Марупского края где-нибудь в Ханое или Гуаньчжоу, где перечница всегда стоит на каждом столе, то местные жители выберут латвийский вкус. В торговых сетях, как Saga в Межциемсе и Аpelsins в Адажи, все эти соусы уже есть. А мы приобрели их прямо на выставке.
Соусы из различных сортов чили перца латвийской компании Burka & Ledus
© Sputnik / Sergey Melkonov
Необычные вкусы
Среди покупок также цукаты из латвийской цидонии – кислейшей местной японской айвы, только очень маленькой по размерам. Это также орехи греческого завода и лиепайский растворимый кофе. Все это – холдинг "Галка", в который входят пять заводов продовольствия в Латвии, на Украине и в Греции. Мы купили сайгонский рыбный соус "ВьетФуд", потому что он оказался настоящим. Также протестированы мороженое из яичных белков завода "Балтиково", веганский майонез, иберийский хамон и еще пара аппелласьонов на стенде Испании, имбирный энергетический напиток Ingvertonic и конопляный квас. Общие ощущения – как от экскурсии в музей гастрономии, плюс возможность изучать спрос и предложения без медицинских масок.
Экспозиции трех сотен стендов рассчитаны не только на закупщиков и дистрибьютеров, но и на прямых потребителей. Многое можно купить по выставочным ценам, руководствуясь только собственными вкусами. Мы приобрели литовские чипсы из сверчков (не для себя, маленький подарок для перекуса, богатый белками).
Крекеры из муки из сверчков и шоколадные конфеты со сверчками
© Sputnik / Sergey Melkonov
Литовская фирма "Европейская импортирующая компания" предлагает отведать закуски, колбаски и хлебцы с мукой из сушеных сверчков и шоколадные конфеты с этой добавкой. В Латвии этого нет, хотя в Москве можно заказать жареных насекомых уже лет десять. И в Литве сверчки только в барах, магазины не берут их на свои полки, логично предполагая, что потребителю интереснее стейки, творог и сосиски. Для жителей привычным источником протеина служат классические продукты, например мясо и бобовые, но в ста граммах сверчков вдвое больше белков, чем в говядине, вдвое больше железа, чем в шпинате, в 10 раз больше витамина B12, чем в лососине, и больше кальция, чем в молоке.
"Многим мысль о поедании насекомых по-прежнему кажется немного странной, но в Чехии, Финляндии, Швеции и Голландии высоко оценили питательность продуктов из сверчков, и количество людей, включивших их в повседневный рацион неуклонно растет", – рассказывает владелец European Importing Company Сваюнас Андрияускас, выращивающий съедобных сверчков в спецпитомнике тут же в Латвии, а продукты производящий в Литве.
На стенде литовского производителя продуктов питания из сверчков
© Sputnik / Sergey Melkonov
Конечно, конфеты с насекомыми вида Acheta domesticus являются не единственной причиной, из-за которой стоит посетить выставку Riga Food. Стоит обратить внимание на очень многие продукты повседневного рациона и экзотику. Разнообразие гастрономических предложений, бесконечные конкурсы под модерацией президента Латвийской ассоциации поваров Светланы Рыжковой, где соревнуются в битве за желудки лучшие рестораторы и ШЕФ-ПОВАРА региона, новые тренды ЗОЖ и ПП – все это служит лучшей рекомендацией выставки. Закрывается во второй половине субботнего дня 11 сентября. Входной билет – 3 евро, есть парковка, но напомним, что обязателен COVID-сертификат.
Мясная продукция латвийской компании из Адажи
© Sputnik / Sergey Melkonov