После неоднозначных инициатив Вильнюса во внешней политике состоялся визит в Литву министра иностранных дел Польши Збигнева Рау. Как отмечает автор Sputnik Литва Владимир Матвеев, глава польского ведомства попытался выяснить, чего еще можно ожидать от литовских коллег и какие нити пока еще связывают Варшаву и Вильнюс.
Во время предыдущего правления "крестьян"-соцдемов (2016-2020) правительства и сеймы Литвы и Польши сблизились как никогда. Наметилось единодушие буквально по всем вопросам политической и общественной повесток дня.
В унисон звучали голоса Варшавы и Вильнюса в поддержку целостности Украины и ее продвижения в ЕС и НАТО. А министр иностранных дел Линас Линкявичюс так старательно помогал МИД Беларуси проводить многовекторную политику, что казалось – вот-вот, и сам Лукашенко подпишет ассоциацию с ЕС.
Польские же лидеры восхищались отношением правящих к польскому нацменьшинству. Особенно после того, как в правительство вошли представители "Избирательной акции поляков Литвы – Союза христианских семей" (ИАПЛ-СХС), а министр внутренних дел Рита Тамашунене гордо восседала рядом с президентом Гитанасом Науседой за столом переговоров президентов Литвы и Польши в Варшаве. Местные поляки, воодушевленные наладившейся дружбой с исторической родиной, даже позабыли о своих обидах и требованиях – о написании в паспортах имен и фамилий польским алфавитом и даже о возврате земель своих предков в Вильнюсе и Вильнюсском крае.
Но идиллия длилась недолго. К власти в Литве снова пришли консерваторы и либералы. И между еще недавно влюбленными на почве русофобии Вильнюсом и Варшавой появились трещины.
Сначала лидеры Польши дипломатично промолчали, когда во время выборов их литовских соплеменников смешали с грязью и даже призывали расстреливать лидеров ИАПЛ-СХС. А с приходом к власти либералов и Партии свободы полякам из Вильнюса настойчиво стали указывать на их нетерпимость к ЛГБТ-сообществу. В Варшаве снова проявили чудеса дипломатической корректности и промолчали. Но сделали выводы.
Президенты Гитанас Науседа и Анджей Дуда стали встречаться и созваниваться все реже, а парламентские и правительственные делегации почти перестали ездить в гости друг к другу. И если на фронте противостояния "восточному агрессору" Вильнюс и Варшава все так же единодушны, то в вопросах внутренней политики наметились противоречия.
Особенно они стали заметны после того, как литовские судьи поддержали Брюссель в его противостоянии с Варшавой, которая приняла закон о реформировании судебной системы по собственным, а не евросоюзным лекалам. А затем еще и на законодательном уровне закрепила главенство Конституции Речи Посполитой над унифицированными законами ЕС. И тут литовские правящие консерваторы-либералы окончательно кинули свою подругу, которая с подачи Дональда Трамп уже примеряла на себя корону восточноевропейской императрицы.
Прагматичные поляки внимательно следят и за битвой Литвы с Китаем. За визитами далай-ламы в Вильнюс и приемом его на самом высоком уровне при предыдущем правительстве консерваторов-либералов (2008-2012). А нынче – за страстным желанием правящих открыть представительство Тайваня в Литве. Ладно, литовцы сами себе вредят, но ведь грузы из Поднебесной по железной дороге идут не только в Литву, но и в Польшу. А значит, агрессивная антикитайская политика Вильнюса рикошетом бьет и по карману польских предпринимателей, в то время как сама Варшава с Пекином и не собирается ссориться. Большая политика прагматична.
"Мы, естественно, признаем, что оказание давления одной страной на другую, в том числе экономического, неприемлемо... Мы считаем, что отношения Китая и Литвы стабилизируются в будущем и улучшатся. Мы очень этого хотим", – заявил глава МИД Польши Збигнев Рау во время визита.
Но в Вильнюсе пожелания Варшавы стали пропускать мимо ушей. Не вашего ума дело – наши отношения с Пекином. Послушайте, что говорят в Вашингтоне!
Демократы в конгрессе и сенате двумя руками поддерживают дружбу Литвы с Тайванем, которая так раздражает Пекин. Так что воевать с Китаем будем до последнего литовца.
Единодушие между Вильнюсом и Варшавой пока что остается лишь в вопросе противостояния волне мигрантов, хлынувшей через белорусскую границу в Литву и Польшу. Варшава и Вильнюс вместе противятся и принятию афганских беженцев по "квотам Брюсселя". Мол, мы и так уже пострадали от "гибридной атаки" Лукашенко, а тут еще покрывать промахи Джо Байдена с выводом американских войск из Афганистана? Но с мигрантами как-нибудь рассосется, а вот почти порванные – до отзыва послов – отношения с Китаем восстановить будет куда сложнее.