Из-под Даугавпилса выдернули рельсы: как в городе делят 30 миллионов евро

Добежит ли когда–нибудь трамвайка до Первомайки? История трамвайного сообщения в Даугавпилсе
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 4 сен — Sputnik. О том, чтобы завести трамвайное сообщение, впервые в Даугавпилсе задумались еще при царе–батюшке, в реальности первый трамвай пробежал по городу уже при советской власти вскоре после войны. Созданная при СССР сетка трамвайных линий более–менее покрывает потребности горожан, но чего–то не хватает, пишет Владимир Веретенников для Bb.lv.
Одним из крупнейших спальных районов Даугавпилса является Новый Форштадт, известный в народе еще под названием Первомайка (ибо когда–то назывался Первомайским).
Его жители сообщаются с остальными районами лишь посредством автомобильного транспорта. Дума давно мечтала перекинуть в Первомайку трамвайную ветку, но на днях эта мечта в очередной раз накрылась медным тазом.
Politico: в Европу возвращаются трамваи
История попыток провести трамвайную линию до Нового Форштадта с его 15-ю тысячами (в лучшие времена!) жителей насчитывает много лет, но начать стоит с 2005 года.
Тогда городская дума приняла территориальный план развития Даугавпилса, который среди прочего предусматривал возможность строительства ветки, призванной соединить Первомайку с остальными частями города. Представитель фирмы "Архис", разрабатывавшей по заказу думы территориальный план, Ольга Крумпане, тогда осторожно говорила: "О полномасштабном проекте новой трамвайной линии разговор пока не идет. Собственно говоря, мы всего лишь разработали общую схему этой линии в контексте нашего территориального плана. Ну а пойдет ли в Первомайку трамвай или нет, решит отдел экономического развития города".
В свою очередь, бывший мэр города Алексей Видавский тогда же рассказывал вашему автору: "Создать новую трамвайную линию было решено еще в конце 80–х. Тогда же и приступили к строительству. Неподалеку от железнодорожных путей в Первомайке успели даже вырыть котлован, но… дальше из–за всем известных политических встрясок строительство прекратилось. Так что если сейчас данная линия будет все же построена, то этим всего лишь воплотятся в жизнь те давнишние планы.
Однако прежде чем строить, надо бы подсчитать, как окупится эта линия и какую пользу она принесет горожанам". В целом чиновники были настроены к проекту очень положительно. Депутат думы Илья Подколзин даже стыдил скептиков из прессы, усомнившихся в том, что ветку проложат: "Почему вы, журналисты, всегда стремитесь облить грязью всякое начинание? Ведь это вредит общему имиджу города! Надо работать конструктивнее, на позитив!"
В итоге, однако, наладить трамвай в Первомайку не смогли ни в 2005–м, ни в последующие годы — хотя жители района такое желание неоднократно выражали. Ведь их район лежит несколько на отшибе от остального города — и рельсовый транспорт значительно облегчил бы доступ на Новый Форштадт. Понимая это, работники городского департамента развития внесли планы переустройства трамвайной сетки в проект развития Даугавпилса, подготовленный ими в 2011 году. В частности, департаментские сотрудники хотели видеть два новых трамвайных маршрута, которые связали бы городской центр с районом Старые Стропы и с тем же Новым Форштадтом. В более долговременной перспективе, по их мнению, отдельная ветка должна была бы пролечь и до более отдаленного района Ругели.
Пересядьте на трамваи: рижским депутатам предлагают отказаться от бесплатной парковки
В конечном итоге в думе решили в первую очередь облагодетельствовать жителей Строп. Новую трамвайную линию по улице 18 Ноября начали строить в марте 2018 года — она должна была потом совершить поворот на улицу Веселибас, останавливаться рядом с Даугавпилсской региональной больницей, а затем выезжать на старый участок путей на улице Васарниецу. Сдать линию в эксплуатацию планировали в самом начале ноября 2019–го, но в реальности это произошло в феврале 2020–го. Выиграли не только пациенты больницы, но и жители близлежащего микрорайона Общество слепых, так как теперь они могут добираться до дома не только на автобусах, но и на трамвае.
Стоимость работ составила 5 650 200 евро. Из них 74% суммы выделил Фонд кохезии ЕС, 4,5% — деньги из госбюджета, и 10,5% — средства самоуправления. В общем, дело сделали полезное, чего уж там…

Планов громадье разбилось о выборы

А в феврале нынешнего года на стол думской комиссии по городскому строительству и окружающей среде проектировщики положили новую концепцию развития трамвайной инфраструктуры, предусматривавшей среди прочего ту самую долгожданную ветку в направлении Нового Форштадта. Проект предлагалось осуществить в два этапа. Сначала проектировщики хотели проложить "синию линию" — от теперешней конечной остановки городской "единицы" вдоль улицы Стацияс до большого магазина DEPO (находящегося у соединения Стацияс с улицей Крауяс).
Потом ветка пошла бы сквозь новый туннель под насыпью железной дороги — в направлении поселка Северный. Далее предлагалось устроить "зеленую линию", которая по эстакаде пересекала бы железную дорогу и продолжалась вплоть до конечной остановки возле 16–й средней школы. По мнению председателя городского комитета развития Ингуны Кокиной, это позволило бы не только улучшить систему сообщения, но и развивать берег озера Шуню. Там на берегу хотели возвести давно задуманный спортивный комплекс, вдохнуть новую жизнь в здание бывшей 7–й основной школы.
Трамвай до Шкиротавы: в Риге случайно всплыл проект на треть миллиарда евро
Проекту был дан ход. А в марте нынешнего года самоуправление презентовало проект еще одной трамвайной линии, которая соединила бы городские районы Химия и Стропы. Как заявил тогдашний мэр Игорь Прелатов ("Наша партия"), "это строительство — еще один шаг на пути к более безопасной и зеленой среде, а также большой этап в развитии зоны отдыха в Стропах".
Он отметил, что "целью реализации проекта является более эффективное и удобное передвижение жителей по городу и району, где расположены несколько важных объектов: региональная больница, трасса активного отдыха в Стропах, пляж и эстрада". В итоге горожанам было обещано, что конкурс на строительство новых линий объявят в конце лета, а само оно должно начаться уже в этом году. Планировалось, что основную долю расходов на этот проект покроет Евросоюз (85%), а остальная часть придется на дотацию госбюджета и финансирование самоуправления.
Однако по результатам июньских выборов в самоуправления Латвии власть в городе сменилась. Место за рычагами управления занял "новый старый" мэр Андрей Элксниньш ("Согласие"), который начал пересматривать планы недавнего времени. И вскоре в думе заявили, что анонсированные прежней думой проекты если и будут воплощаться, то в очень уж урезанном виде.
Ситуацию обстоятельно объяснил в эфире городского радио "Алиса +" новоиспеченный вице–мэр Алексей Васильев ("Русский союз Латвии"): "Я поддерживаю проект, чтобы трамвай шел по улице Стацияс. Будет сделан "прокол" под железной дорогой. И трамвайная ветка закончится в Северном городке, где и будет конечная остановка. Считаю, что это важный и удобный проект для горожан. А вот из Северного городка до Нового Форштадта продолжать ветку смысла нет. Туда ходят маршрутные автобусы, маршрутки. Проблем с обеспечением транспорта у Нового Форштадта нет. И тянуть туда ветку за многие миллионы евро нет смысла: зачем трамваю идти по улицам, где жителей почти нет? Это нерентабельно. Зато мы сможем обеспечить ремонт трамвайных путей на Химии (окрестности бывшего городского завода по производству химического волокна. — Авт.) — от тамошнего Дворца культуры и спорта до улицы Ятниеку. Будет отремонтирован промежуток трамвайный путей в 800–900 метров, где асфальт поднялся. Также будет осуществляться ремонт путей по ходу движения трамвая номер два — в районе Новое Строение. Этот масштабный проект предусматривает и закупку новых трамваев. В настоящее время мы решаем, что будет дальше".

Недотянулись…

Власти Даугавпилса ссылаются на то, что в последние годы Первомайка сильно обезлюдела, масса народу разъехалась в поисках лучшей жизни. Поэтому, дескать, трамвай там не нужен. Мол, было бы денег побольше, можно было бы и подумать, но в нынешние скудные времена… На предприятии Daugavpils satiksme перед объявлением конкурса на проектирование новой трамвайной ветки оценили расходы и пришли к выводу, что средств может не хватить.
Новые трамваи в Даугавпилсе обкатывают так же, как советские "Жигули"
Руководитель предприятия Сергей Благовещенский в начале августа объяснял: "Один из вариантов: реализовать проект не полностью, а поэтапно — и сделать только один этап. Второй вариант — отказаться от проекта вообще и привести в порядок другие линии. На данный момент с европейскими и думскими деньгами у нас примерно 29 миллионов. Это средства на приобретение новых трамваев и на строительство новых линий. Строительство, по предварительным расчетам, может нам обойтись в 31 миллион евро", — объяснил Благовещенский.
По его мнению, проект ветки до Первомайки с самого начала выглядел утопично. "Я изначально говорил, что данный проект слишком фантастический, потому что у нас нет ни времени, ни денег на его строительство. Но предыдущая дума почему–то решила иначе", — констатировал глава предприятия. 12 августа депутаты самоуправления приняли окончательное решение о том, что новая трамвайная линия по улице Стацияс до Первомайки не добежит, а закончится в Северном.
Однако, судя по всему, не все жители остались от этого решения в восторге. В тот же самый день, 12 августа, на портале manabalss.lv появился текст новой петиции. Инициатор по имени Дайнис Мигланс написал: "23 февраля 2021 был рассмотрен концептуальный проект новой трамвайной линии в Даугавпилсе. Предполагалось, что трамвай станет курсировать по улице Оду, а конечный пункт маршрута будет находиться в районе Нового Форштадта. Было достигнуто соглашение о реализации проекта. Однако во второй половине июля вице–мэр Даугавпилса Алексей Васильев сообщил, что новая трамвайная линия закончится на улице Оду и не продлится до Нового Форштадта. Мы призываем пересмотреть это решение и реализовать проект в соответствии с планом. Новая Даугавпилсская городская дума не должна отказываться от планов думы предыдущего созыва относительно новой трамвайной линии. Помимо других преимуществ это обеспечит преемственность решений, важных для общества, и укрепит доверие общества к государственному управлению. Это также увеличит предложение экологически чистого общественного транспорта, сократит количество автобусов до Нового Форштадта и уменьшит загрязнение воздуха. Общественный транспорт также станет более привлекательным, так как пассажирам не придется ждать в пробках утром и в конце рабочего дня".
На данный момент под этим воззванием подписались всего сто шестнадцать человек. Так добежит ли когда–нибудь трамвайка до Первомайки? Явно не в ближайшие годы — жителям вновь пришлось запастись терпением.
Остается утешаться тем, что идея ветки, призванной соединить районы Химию и Стропы, в работе все же осталась — проектирование планируется завершить к 21 октября. Заодно проводится замена путей и контактной сети на участке движения по улице Циетокшня (от улицы Парадес до конечной остановки тройки) — с этим хотят закончить до 5 октября.