В среду, 18 августа, в центре Риги прошла первая за последние годы действительно массовая протестная акция. По самым скромным подсчетам она собрала около пяти тысяч протестующих. В последний раз такое количество недовольных условиями своей жизни наших соотечественников собиралось осенью 2007 года, во время так называемой революции зонтиков, которая в конечном итоге стоила Айгарсу Калвитису поста премьера. И еще, наверное, массовых беспорядков 13 января 2009 года – в самый разгар экономического кризиса.
Вот только на этот раз конечный результат протестов может иметь гораздо более далеко идущие последствия.
Акция протеста против обязательной вакцинации в Риге, 18 августа
© Sputnik / Sergey Melkonov
И для такого заключения есть некоторые основания.
1. В отличие от рижских беспорядков 2009 года и недавней шумной протестной акции в Вильнюсе, протесты в латвийской столице 18 августа не закончились дракой и потасовкой с полицией и последовавшими за ней массовыми арестами. Выбитое стекло в полицейской машине не в счет. А значит, протесты не скомпрометированы в общественном мнении.
2. Действия огромного количества мобилизованной полиции – она в центре Риги была видна повсеместно – отличались максимальной корректностью, граничащей с опасением лишний раз задеть протестующих и вызвать их ответную агрессивную реакцию. Или все было гораздо проще – ни у кого из полицейского начальства, в отличие от Литвы, не нашлось смелости отдать приказ активно противодействовать митингующим, чтобы, согласно утренним предупреждениям главы Госполиции г-на Рукса на телевидении, "участники пикета безусловно выполняли карантинные ограничения не собираться более 50 человек в одном месте".
3. Внутри толпы протестующих из тысяч людей доминирующим настроением были не злость или раздражение, а уверенность в своих силах, единый порыв и еще – презрение к власти. Это совсем новое явление для Латвии. Возможно, такое воодушевление наши сограждане в последний раз испытали во время баррикад 1991 года.
4. Ораторы выступали перед протестующими не только на латышском, но и на русском языке. И это не вызывало, как раньше, раздражения большинства.
5. У протестующих появился харизматический лидер – Алдис Гобземс. И теперь уже одно его только присутствие может сподвигнуть и остальных лидеров оппозиционных партий на более решительные действия.
6. И последнее – скорее всего, это только начало развития событий.
Акция протеста против обязательной вакцинации в Риге, 18 августа
© Sputnik / Sergey Melkonov
Что будет дальше?
Сейчас многие в социальных сетях начнут ерничать, сравнивая выступающего с крыши автобуса Алдиса Гобземса с речью Ленина с броневика на Финляндском вокзале после возвращения из эмиграции. Ну и пусть! Напомню, что ранней весной 1917 года большевики в советах составляли только десятую часть депутатов. И то, что они придут к власти уже к ноябрю - в это мало кто верил. Так же как и сейчас мало кто может предсказать итоги парламентских выборов осени 2022 года. А может быть, переформатирование правящей в Латвии коалиции произойдет и гораздо раньше.
Дальнейшее развитие событий в Латвии будет зависеть как минимум от двух обстоятельств.
1. Насколько в самое ближайшее время удастся и дальше раскачать протестное движение.
Для этого недостаточно усилий только внесистемной оппозиции, во главе которой сейчас стоит Алдис Гобземс. Ситуация качественно изменится, если в протестное движение активно включатся и другие оппозиционные партии, имеющие серьезное представительство как в латвийском парламенте, так и на уровне самоуправлений.
Алдис Гобземс(слева) обращается к участникам акции протеста против обязательной вакцинации в Риге, 18 августа
© Sputnik / Sergey Melkonov
2. Какую тактику предпримут латвийские правящие политики для обуздания протестного движения.
Уже ясно, что одними запретительными мерами результата им не добиться. Протестующие почувствовали свою силу и обещанные правоохранителями штрафы в тысячи евро, скорее, вызовут не страх, а дополнительное раздражение и озлобление действиями властей.
Как правило, в подобных случаях наиболее дальновидные политики идут на искусное маневрирование и вынужденно делают "ритуальные" жертвы из наиболее одиозных в глазах общества своих коллег.
Акция протеста против обязательной вакцинации в Риге, 18 августа
© Sputnik / Sergey Melkonov
В нашем случае отставка нынешнего премьера Кришьяниса Кариньша была бы воспринята протестующими с явным удовлетворением. Вот только есть одна проблема – с уходом главы правительства может пошатнуться, а потом и полностью развалиться так долго создаваемая после парламентских выборов 2018 года и без того шаткая правящая коалиция правых партий. И тогда многие министры (и не только они) в один момент окажутся не у дел. А это им надо?!
Скорее всего, уповая на то, что протесты сами по себе рано или поздно сойдут на нет, нынешние руководители государства будут держаться за власть до последнего. И тогда мы можем ожидать в Латвии действительно массового протестного движения, которое, подобно гигантской волне народного недовольства, вполне может смыть нынешнюю генерацию политиков с латвийской политической арены.