РИГА, 15 авг — Sputnik, Андрей Татарчук. В среду на следующей неделе в Риге состоится показ документального фильма латвийского режиссера Иво Бриедиса о живучем проклятии советского наследия. Фильм делала команда из Латвии, Чехии и Литвы, творческие люди, отчасти заставшие социализм и видящие сегодня в нем причины многих проблем. Даже спустя 30 с лишним лет после распада союза республик свободных, СССР остается одной из самых главных статей XX века. Его можно отрицать или признавать, ругать или любить, но от него никуда не деться.
"Красный" смех гуляет по стране
Это относится к гражданам нового геополитического альянса – Евросоюза, особенно если они успели пожить в СССР. В переводе на русский язык, один из трех, используемых Бриедисом, название кино, снятого в 2020 году, звучало бы нейтрально: "Советский человек" – такие летали в космос и покоряли мирный атом, делали научные открытия, писали добрые книги о товариществе и о том, что на Марсе будут яблони в цвету. Но Homo Sovetikus - это совсем другое, конечно, это противопоставление человеку новому, Homo Novus. Индивид с некритическим и несвободным мышлением, для которого свобода других не значит ничего – это "совок". Механизмы государственного подавления и принуждения, контроль над всеми тремя ветвями власти и цензура в СМИ, подавление инакомыслия – вы думаете, это о современном принуждении к вакцинации, разгонам протестов в ЕС и США, о диктатуре меньшинств и массовых церемониях преклонении колена?
Нет, конечно, Бриедис – о другом. Трогательный каминг-аут – беспроигрышный вариант в документальном кино. Иво Бриедис и журналистка Рита Рудуша рассказывают о своих родственниках-большевиках, 80 лет назад с энтузиазмом встретивших сталинизм в Латвии. О своем понимании "советскости" в фильме говорят американский публицист Энн Эпплбаум и много лет проработавший в Москве берлинский журналист Борис Райтшустер. Социолог Лев Гудков популярно объясняет, что homo sovieticus – "это человек, который приспособился к репрессивному государству, научился с ним жить".
В прошлом году фильм Иво Бриедиса показали на фестивале в Риге, но из-за режима ЧС его посмотрело мало людей. Но тогда режиссер побеседовал с журналистом американского "Радио Свобода"*. Любопытное интервью о страхах, ведь в Латвии и в глобальном мире открытого рынка и демократии, по мнению режиссера, после 2014 года многие снова живут, словно в Советском Союзе. Это вызывает страхи.
"Все, что хотят, они и делают. Это очень зависит от того, что происходит в России. Нагнетают обстановку там, дают деньги местным агентам влияния или не дают. В 90-х не было такого 9 Мая, как три года назад, когда тысяч двести собрались. Это было связано с антиукраинскими настроениями. Сейчас сделаем революцию, война в Риге, на Берлин! Довольно страшно было. Но это может стать ничем, если глобально сменятся большие вопросы. Они будут жить, как смогут, никто их отсюда не выгоняет. Конечно, в Латвии их много", – говорит режиссер.
Как он считает, "остаются люди, которые ностальгируют по советскому времени, никак не могут ужиться с новыми порядками, ненавидят все европейское".
Один из героев фильма – латыш, воевавший в Донбассе на стороне ДНР, и он "заболел Русским миром". А ключевой спикер Homo Sovetikus – Владимир Познер, ведущий авторской телевизионной программы на Первом канале. Познер недавно попал в скандал в Тбилиси в связи со своей позицией по Абхазии, которая, по его словам, не принадлежит Грузии. В России мэтр довольно мягко доносит голоса либерального крыла государственной власти. Личная удача латвийского режиссера Иво Бриедиса – видеоинтервью с мэтром кино и телевидения.
Конечно, это совсем другое
"Советский человек руководит страной, он решает вопросы так, как устроена его голова", – говорит Познер. Нет, конечно, это не о Петре Порошенко или даже Джо Байдене, превзошедшего по многим качествам застойного генсека Леонида Ильича Брежнева, – это совсем другое.
Очень занимательно, на мой взгляд, когда современные творческие люди, жившие в СССР, пропускают свою юность и молодость сквозь актуальные фильтры и нарративы массовой идеологии настоящего времени. Получается такой коктейль с вишенкой на краю бокала о том, как все мы стали жить в лучшем мире без империи зла. Многие ярчайшие либералы выросли из "совковых" горбачевских коммунистов: это самое обыкновенное явление конкуренции за качество личной жизни внутри политической монополии. В этом смысле СССР по большому счету ничем не отличается от ЕС, хотим мы этого или нет – люди и империи всегда одинаковы. Идеологии формально могут сильно меняться, а способы самовыражения большинства творческих индивидов остаются вполне себе тоталитарными.
На сайте рижского фестиваля документального кино "Артдокфест", где в 2020 году в ограниченном показе демонстрировался фильм о "гомо советикусах", приведена небольшая аннотация к фильму, согласно которой картина - это нырок в авторитарное прошлое, попытка разобраться в механизмах рабского подчинения.
Тут, конечно, можно бы сказать, что полет Юрия Гагарина – это тоже СССР, а за 15 лет до покорения советским человеком космоса советские люди в ватниках и с ППШ наперевес разнесли самый преступный военный и политический союз XX века, а может, и самое омерзительное явление истории человечества. Можно бы вспомнить сонм депутатов и президентов Латвии, Литвы и Чехии, сделавших себе карьеру и начальный капитал в системе социализма, Компартии и ленинского комсомола. Но нет. Дискурс "Гомо советикуса" не настолько объективен и широк. Да и сложно ждать от 52-летнего рижского драматурга чего-то большего, чем линейная субъективизация, – упрощений, сводящихся к стигматизации "гомо советикусов". Собственно, все 70 минут в фильме обсуждаются нетерпимость, агрессивность, тоталитарность плюс сервильность раба, которого не выдавили из себя по капле за десятки лет. Если бы все было так просто…
Советский человек под маской "гомо новус"
Надо сказать в защиту Бриедиса, что режиссер оставил компромиссную полемичность в вопросах, которые тревожат и страшат его самого. Иво Бриедис сам чуть зацепил этот "совок", сыграв в эпизодической роли в фильме Свердловской (Горьковской) киностудии "Охота на единорога" в 1989 году. Фильм тот был о советских героях и войне с фашистами, тогда было нормально, а теперь вроде как наоборот.
"Совок" в фильме начинается с акций "Бессмертного полка". Тысячи людей несут портреты своих дедов и прадедов, воевавших с нацистской Германией. Многие погибли в бою с врагом и за свободу Европы, люди бережно хранят семейную память и гордятся героями. Почему героям документального фильма становится страшно, когда люди гордятся героями в своей семье? Разве нужно изобличать своих предков в том, что они служили советской власти – а таких семей в Латвии сотни тысяч, почему это должно быть стыдно? В конечном счете у президента Латвийской Республики Эгилса Левитса отец был бонзой в компартии, почти министром и настоящим коммунистом.
Случайность или нет, но фильм лектора по драматургии в Академии культуры Латвии будет показан именно 18 августа. В день, который сами же граждане, и это латыши, хотят и мечтают видеть в своей республике первым днем свободы от тоталитаризма, диктатуры власти и ограничений свобод населения. То есть это может стать началом новой латышской Атмоды. Интересно, режиссер "Гомо советикуса" в среду вольется в протестную толпу у президентского замка или предпочтет сказать вступительное слово против "гомо советикусов" перед показом собственной документальной ленты?
Фильм поддержали Латвийский национальный киноцентр, Литовский киноцентр, Чешский кинофонд, программа Европейского союза "Творческая Европа", Латвийское телевидение, Фонд Конрада Аденауэра и Министерство культуры Латвийской республики.
Такие фильмы, несмотря на свою карикатурность и торчащие ослиные уши конъюнктуры и правильной "идеологии", не спрятанные за монтажными склейками, нужны. Фильм-то – как русская матрешка. То, что его авторы и спикеры, включая мэтра Познера, изобличают как наследие СССР, в Латвии и Европейском союзе культивируется на всех уровнях, включая мейнстрим политики – пошлость, цензура, хейт-спичи, тоталитарное подчинение, диктатура элит и все, что принято относить к условной советскости, сегодня вернулось и выдается за явления настоящей свободы. Впрочем, возможно, 18 августа в Риге будет уже не до кино.
* Организация, выполняющая в РФ функции иностранного агента