РИГА, 10 авг — Sputnik, Андрей Татарчук. Личные примеры кардинала Римско-католической церкви Яниса Пуятса и старшего пастора евангелической церкви "Новое поколение"* Алексея Ледяева серьезно усложняют дорожные карты главных в Латвии либеральных тенденций.
Долгое время в Латвии религия и вера были отделены от государства, но сегодня лидеры христианских конфессий чаще отказываются от принципа секуляризации. Оговоримся сразу – не все священники традиционных религий отказываются, и тем более отказываются они далеко не от всех важнейших идеологем условно-коллективного Запада. Например, суннитской мусульманской церкви, как и буддистам в Латвии не актуальны два самых заметных тренда – мы говорим о поддержке или отрицании LGBT+, а также о позиции священников к обязательной вакцинации от COVID-19 и прочих мерах эпидемиологии. Мусульманские имамы и буддийские аджаны дистанцируются от этих вопросов, нерелевантных и вообще неприсущих крупным историческим конфессиям.
О качестве и количестве
Христианские священники и церкви также стараются дистанцироваться от этих сложных и болезненных вопросов, а часть священников, чаще всего лютеранские и новых форматов, напротив, видят в расколе общества по этим вопросам надежду на объединение общества – толерантного, неконфликтного. Действительно, в Новом Завете довольно много говорится о благости всетерпимости. Но при этом, напротив, там же, в Святом Писании едва ли не больше говорится о нетолерантных наказаниях грешников. Многим, наверное, знакома цитата пророка Иезекииля 25.17, в синодальном переводе звучащая так: "и совершу над ними великое мщение наказаниями яростными; и узнают, что Я – Господь, когда совершу над ними Мое мщение". Может быть, это на самом деле есть любовь Его, а не то, что в протестантских и различных неоевангелических церквях Скандинавии, США и других стран пасторы называют этим словом?
Кардинал Янис Пуятс (в центре), бывший архиепископ Риги
© Sputnik / Sergey Melkonov
"Церковь не может оставаться в стороне от зла, которое творят люди под любым предлогом, и особенно под идеей христианства. Это ложная идея, обман людей и тупиковый путь развития для государства. Да, сегодня лидеры церквей в Латвии чаще отказываются от принципа секулярности, очень развитого в Советском Союзе, но недопустимого для демократической республики. Когда мы все видим, что латвийское правительство Кришьяниса Кариньша, эти депутаты парламента, вместо идей и программ социального и экономического развития бросают свои усилия и огромные бюджетные средства на пропаганду LGBT+ и запугивание населения коронавирусом, мне отвратительно. Знаете, апокалипсис – это не явление одного мгновения, когда раз – и всё, мир погиб. Это – растянутое во времени явление, и мы видим апокалиптические знаки в современном обществе. Признать Содом и Гоморру пропагандистским фейком Библии? Это противно", - говорит Алексей Ледяев.
Как убежден старший пастор церкви "Новое поколение"*, современное движение LGBT+ - крайне агрессивное глобальное явление со значительными финансовыми ресурсами, однако, пока располагающее ограниченным в категориях качества и количества человеческим потенциалом. По словам Ледяева, агрессивность движения обусловлена отсутствием сопротивления со стороны большей части общества, потому что любое высказывание против пропаганды, например, смены пола среди школьников сегодня в Европе уже на политическом уровне трактуется как гомофобия.
Свифт, но не о Гулливере
"Политикам это выгодно для поднятия рейтингов – вот уже трое депутатов Европейского парламента, а это Калниете, Иябс и Ушаков, на голосовании в ЕП осудили Венгрию за гомофобию, хотя правящая партия "Фидес" и премьер Виктор Орбан всего лишь остановили пропаганду гомосексуализма и "плавающего гендера" в венгерских школах. Латвийский премьер Кариньш, тоже евродепутат в прошлом, к ним присоединился. Знаете, что Орбан ответил Кариньшу? Он сказал: мойте полы в своем доме, не лезьте в чужой дом.
Основатель и пастор церкви "Новое поколение" Алексей Ледяев
© Sputnik / Sergey Melkonov
Семьи и будущее детей дискриминируются, но про это нельзя говорить в Европе, потому что вас назовут гомофобом. Европе объявили войну, как четко сказано в манифесте Майкла Свифта (призыв под названием "Гей-революция", опубликованный еще в 1987 году в журнале Gay Community News стал символом гей-неонацизма - угнетенный мечтает стать угнетателем, а став им, проявляет безмерную, даже безумную жестокость. - Ред.). В манифесте Свифта сказано: "трепещите, гетеросексуальные свиньи, мы идем за вашими детьми". Я не сомневаюсь, что премьер Венгрии думал об угрозе национальной безопасности своей республики, о наступлении педофилов? Думал - и принял меры. Почему Кариньш не такой, как Орбан?" - задал Sputnik Латвия риторический вопрос Алексей Ледяев.
Ваш автор задал встречный вопрос: не опасается ли сам Ледяев того, что он автоматически после таких слов будет записан в гомофобы и пропагандисты.
"Мне плевать, потому что они (латвийский политический истеблишмент - ред.) на народ Латвии давно наплевали. Это – глобальная война, и за теми, кто разрушает латвийское общество, кто стоит в парках и разговаривает с детьми, что быть геем и менять пол – это круто, стоит большое лобби. Они хотят добраться до Сатверсме и поменять конституцию нашей республики, чтобы мужчины могли создавать семьи с мужчинами. Это ли не признак того, что апокалипсис уже начался?" - говорит старший пастор и основатель церкви "Новое поколение"*.
Национальное объединение tikmēr var?
При своей категоричности Ледяев настроен достаточно оптимистично насчет ближайшего будущего Латвии, считая, что референдум о легитимизации однополых браков в Латвии не будет проведен, несмотря на достаточно высокую энергичность общественных организаций и отдельных инфлюенсеров местной "гей-революции" в мягком варианте манифестации сумасшедшего педофила Майкла Свифта. Как считает Ледяев, оппозиция плюс как минимум одна партия власти - Национальное объединение при желании перед катастрофой сможет мобилизовать электорат, и этой бинарной революции в нашей стране не произойдет.
Алдис Гобземс
© Sputnik / Андрей Татарчук
При этом гомосексуалисты Латвии и члены комьюнити LGBT+ также крайне негомогенны. Это вовсе не плюшевые розовые зайки, но и не обвитые кожаными ремнями мускулистые татуированные гиганты, они все разные, это факт. Совсем недавно на стихийном митинге против законопроекта об обязательной вакцинации отдельных крупных групп населения (как сообщалось, окончательное, второе чтение этой идеи правительства в Сейме состоится уже 18 августа - ред.) депутат-оппозиционер Алдис Гобземс поднял радужный флаг, воскликнув: "Геи также не поддерживают вакцинацию". Был свист из толпы, крики неодобрения, казалось бы, к чему в этом случае геи? Но Гобземс – стратег, он лучше знает.
Вакцингейт или политический популизм?
По вопросу об обязательной вакцинации священник и основатель "Нового поколения"* также, как по вопросу LGBT+, крайне категоричен. Он назвал оба вопроса идеологическими, завязанными на очень крутой пропаганде, но при этом абсолютно искусственными и неактуальными, которые завтра, если исчезнет их рекламное финансирование в Латвии, просто растают, словно пар электронной сигареты.
"Весь этот хайп вокруг ерунды – это отвлечение внимания от экономических проблем Латвии, которая из страны, в которой до нынешней правящей коалиции существовали как минимум две максимально рентабельные отрасли – банковская отрасль и грузовой транзит, превратилась в колонию с растущим госдолгом и зависящую от финансирования еврофондами. Что за страна, которая не может строить свою экономику, а рассчитывает на внешние субсидии – неважно, от Советского Союза эти деньги или от Европейского союза. Колония, в которой не Латвия принимает ключевые решения.
Латвия – прекрасная страна и может быть более независимой политически и финансово, ведь смогли же Польша, Венгрия, даже соседняя Эстония? Почему не Латвия – потому что в стратегии развития государства важнее поддержка гендерного многообразия и еще траурные даты. И, конечно, "ковид"-концепция развития государства, а все прочее неважно", - с сожалением иронизирует наш собеседник.
Праздник на Луцавсале, посвященный семейным и христианским ценностям
© Sputnik / Sergey Melkonov
Стоит указать, что в церкви "Новое поколение"* в Латвии десятки тысяч прихожан, и семена, брошенные пастором, падают в богатую почву. Основатель этой церкви не признает секуляризации и уверен, что "во времена испытаний, как сейчас, церковь должна быть с народом, от которого отвернулось государство". Церковь Ледяева объединяется с многими общественными организациями, декларирующими целью защиту и поддержку семьи, детей и традиционных ценностей. Стоит сказать, что среди латышей это все имеет большую поддержку, в том числе среди правоконсервативного, национального электората, при этом в случае христианских ценностей очень важен личный авторитет самого пастыря. Прихожане церквей – важная сила в латвийском политическом пасьянсе.
Ради родины, семей и детей
В субботу, 7 августа, латвийские общественные организации и известные певцы, блогеры и тиктокеры, музыкальные группы провели открытый праздник на Луцавсале - фестиваль за традиционные ценности. Сотни семей, очень много малышни, много улыбок, несмотря на далеко не греческое яркое небо. Слушали выступления Дениса и Иоланты Пашкевичей, Яны Клявини, Мартиньша Таранда, Тинны Нотте, Анете Порга, Дарьи Чеботаревой, Андрея Волкова, Марии Ледяевой и других исполнителей. Идея праздника была прямо противоположна "рижскому прайду", финишировавшему также в тот день, а все было исключительно ради семейной традиционности. Совершенно неожиданно для многих мероприятие на Луцавсале посетил кардинал Римско-католической церкви Янис Пуятс.
Очень уважаемый латвийскими католиками, переваливший за 90-летний рубеж, он далек от политической конъюнктуры и популизма. Кардинала Пуятса, собственно, уважают за то, что он никогда не интерпретировал Слово Божие ради актуальных выгод, потому что это в первую очередь опасно для самой веры. Стоит привести речь кардинала, записанную на диктофон добрым самаритянином – участником фестиваля на рижской Луцавсале:
Праздник на Луцавсале, посвященный семейным и христианским ценностям
© Sputnik / Sergey Melkonov
"Я не будут петь и танцевать, – сказал кардинал. – Когда руководство США понимало, что не может решить многие проблемы в своем обществе, что оно делало? Оно просило благословения Бога народу и государству. Вот и наша ситуация так же актуальна. Но мы знаем, что требования Бога очень высоки. Бог требует любить Его превыше всего и ближнего, как самого себя. Это идеальные требования. Бог контролирует абсолютно все: даже все волосы на вашей голове сосчитаны, как говорил Христос, и Бог в каждом сердце. Но и ответственность требуется максимальная. За каждое слово, придет день, придется отвечать. Так говорится в Евангелии".
Максимальная ответственность – это про нас, про всех, от министра здравоохранения и либерала Даниэля Павлютса до членов правительственной коалиции. Не сомневаемся, они хотят видеть в Латвии большие семьи и слышать детский смех. Но для того, чтобы это было, требуется стратегическая программа развития – как в Польше, Венгрии, других странах Вышеградского договора, в которых национальные интересы значат больше вектора евроцентризма. Это так. А с верой все просто: если, например, сегодня католики поддержат неолиберальную политику, кто знает, если вдруг флюгер повернется в другую сторону, не придется ли оказать тогда поддержку неофашизму? Хорошая церковь абстрагируется от тенденций мейнстрима пропаганды и не нуждается в собственной рекламе, ведь за такую церковь уже говорят с небес. Пуятс – противник вакцинации от COVID-19, более того, он сам принципиально не прививается. И счел нужным не уходить в молитвы, а быть с людьми и обществом, которое заблудилось, растеряно, дезинформировано фейками или просто не знает, куда идти.
* Иностранная неправительственная организация, деятельность которой признана нежелательной в России