РИГА, 9 авг - Sputnik, Симона Алексеева. Большинство работ 19 лучших керамистов Латвии, Литвы и Эстонии создано в условиях социальной изоляции за время пандемии. Поэтому и настроения на экспозиции преобладают не благостные, а философские или даже тревожные.
В рижском Музее декоративно-прикладного искусства и дизайна в Старой Риге открылась выставка современной керамики Балтии Creo ergo sum
© Sputnik / Sergey Melkonov
В Латвии керамика всегда была популярна, а во всем мире в последнее время наблюдается настоящий ее ренессанс. В разных странах и регионах сложились свои традиции: в США для художников главное – форма, в Азии – фактура, а в Европе – месседж, который несет работа. Специалисты по визуальному искусству уже провозгласили керамику трендом десятилетия. Неудивительно, что в следующем году Латвию на Венецианской биеннале будет представлять дуэт художниц по керамике Skuja Braden – Ингуна Скуя и Мелисса Брэйден.
Современная керамика - это вам не ширпотреб из сувенирной лавки! На выставке Creo ergo sum нет предметов быта, подсвечников и посуды – представлены исключительно арт-объекты. Некоторые из них компактны, другие выполнены в виде крупноформатных скульптур – но абсолютно все несут в себе некую идею.
В рижском Музее декоративно-прикладного искусства и дизайна в Старой Риге открылась выставка современной керамики Балтии Creo ergo sum
© Sputnik / Sergey Melkonov
Среди волнующих керамистов тем доминируют рефлексии на тему пандемии и попытки сбежать от нее, слившись с природой: тут есть и пещеры в роли убежищ, и березки, морские волны, камни, скалы и даже ветер.
Наиболее остросоциальная работа посвящена миграционному кризису в Европе. Просто поразительно, как свои мысли на этот счет можно передать с помощью глины и глазури! Проживающий в Литве грузинский керамист Ироилджон Бароти сваял "Интеграцию" - фигуры понуривших головы мигрантов установлены вдоль черной стены, большая их часть повернута спиной к посетителям выставки.
В рижском Музее декоративно-прикладного искусства и дизайна в Старой Риге открылась выставка современной керамики Балтии Creo ergo sum
© Sputnik / Sergey Melkonov
Тела керамических мигрантов испещряют трещины и бороздки как метафора физических страданий, через которые приходится проходить искателям лучшей жизни. Кто бы мог подумать, что эта тема приобретет в Балтии в этом году такую актуальность – в новостях все чаще мелькают сюжеты про нелегальных мигрантов, попадающих на территорию Литвы через Беларусь.
Литовская художница Агне Шемберайте изобразила "Бессонницу" – вечную спутницу депрессии, в которую многих вогнала пандемия. В ее трактовке бессонница выглядит как жутковатого вида насекомые с хмурыми человеческими лицами.
В рижском Музее декоративно-прикладного искусства и дизайна в Старой Риге открылась выставка современной керамики Балтии Creo ergo sum
© Sputnik / Sergey Melkonov
Эстонский художник и инженер Лаури Килуск с помощью глины и принтера 3D сделал "Гнездо роботов" – фактурой его архитектурные работы обманчиво напоминают текстиль, а сама тема и исполнение поднимают вопрос вторжения технологий в нашу жизнь.
Разнообразие сюжетов поражает – на выставке есть и урбанистические пейзажи с многоэтажками и садами, и скульптуры, напоминающие гигантские сморчки, и объемные пузурисы – объекты украшения домов, которые традиционно изготавливают из соломы.
Далеко не все работы выполнены в традиционных для балтийской керамики цветах земли – встречаются и очень яркие экспонаты.
В рижском Музее декоративно-прикладного искусства и дизайна в Старой Риге открылась выставка современной керамики Балтии Creo ergo sum
© Sputnik / Sergey Melkonov
Выставка Creo ergo sum продлится до 3 октября.
Ну а тех, кто захочет на практике познакомиться с искусством создания керамики, 11 августа в 12:00 ждет творческая мастерская с одной из участниц выставки – латвийской художницей Элиной Титане. Каждый посетитель сможет создать в мастерской оригинальную работу на выбор (графическую, фактурную, миниатюрный рельеф или скульптуру) в черной глине – материале, который художница использовала в своих представленных на выставке работах. Продолжительность занятия 2,5 часа, стоимость 5 евро + билет на выставку. Обязательна предварительная запись.