РИГА, 5 авг — Sputnik, Симона Алексеева. Имя Артурса Берзиньша на слуху – он смело обыгрывает темы идентичности и лихо жонглирует национальными символами. У латвийского художника манеры интеллигента, внешность рок-звезды и привычка эпатировать публику.
Артурс работает в мультимедийном жанре – не сидит с кистями у холста, а создает объекты, ассамбляжи, симуляции видеоигр и фото инсценировки, фотографирует, ретуширует и использует LED-подсветку для своих красочных работ.
До 28 августа в галерее Museum.lv проходит его персональная выставка "Новый день настанет для Латвии", где художник представил свежий цикл своих произведений "Транспозиции".
На выставке античные герои соседствуют с нашими современницами
© Sputnik / Sergey Melkonov
Здесь мотивы античной мифологии легко уживаются с современными латышскими красотками, позирующими "ню" в патриотических красных шарфах с орнаментами.
Центральная работа с гигантским отрубленным ухом героя национального эпоса "Лачплесис" символизирует вечную непреодолимую травму латышского народа.
Ухо Лачплесиса – центральный экспонат
© Sputnik / Sergey Melkonov
Центральным событием выставки в августе стал недавний перформанс Артурса Берзиньша "Аврора". За свою карьеру художник немало экспериментировал в этом жанре – и каждый опыт становился обсуждаемым или даже скандальным.
В работах Берзиньша замешан коктейль из античной мифологии и современности
© Sputnik / Sergey Melkonov
Перформанс как направление в искусстве ведет отсчет с 60-х годов прошлого века – оправившемуся от тягот послевоенных лишений сытому обществу требовалась эмоциональная встряска.
Берзиньш умеет эпатировать публику - в одном его перформансе полуголую девушку в национальном костюме подвешивали на веревках, иллюстрируя мысль о сакрализации жертвенности латышского народа. В другом - Артурс радикальным способом изобличал общество потребления - из тел двух добровольцев вырезали микроскопические кусочки мяса, а потом им же скормили, предварительно обжарив на сковородке.
В новом перформансе "Аврора" разразившаяся где-то далеко на видеоэкране катастрофа и гигантский взрыв докатились до Латвии и положили конец привычной пасторали – танцовщицы в народных костюмах под дикую музыку отчаянно трясли телесами и извивались на полу.
События в перформансе разворачиваются после ядерного взрыва
© Sputnik / Sergey Melkonov
"Мой перформанс о закате западной цивилизации, подарившей нам права человека, демократию и возможность сохранить независимость маленьких государств. Уже накопились силы и ресурсы, которым эти ценности мешают", - объясняет Артурс свою идею.
Он рассказал, что многое открылось для него, когда он следил за процессами в Америке и захватом Капитолия. По словам художника, атомный взрыв символизирует глобальный экзистенциальный кризис человечества. Он считает, что тревожные сигналы и в адрес Латвии уж поступают.
"В большом зале висит моя компьютерная игра, в которой на Марс спускается герцог Екабс с отрядом "тауту мейтас" – это ироническая реакция на то, что на Латвию пытаются возложить историческую вину за Тринидад и Тобаго (колонии герцогства Курляндского – Прим. ред). На мой взгляд это абсурд!"
Компьютерная игра с девушками в народных костюмах - реакция на комплекс вины за колонии в Тринидаде и Тобаго
© Sputnik / Sergey Melkonov