РИГА, 21 июл — Sputnik, Евгений Лешковский. Достаточно сказать, что первые выездные концерты группы "Чайф" были именно в Риге, равно как и "Чижа", и Гаркуши. Да и Виктор Цой всегда признавал, что Рига в его музыкальном мире занимала особое место. Эти музыканты в Риге успели тогда, в 1980-х, показать себя в разных местах, например в Вецриге (в "Старушке"), где как раз и находился Рижский рок-клуб при комсомольском кафе "Аллегро".
Андрей Яхимович - советский и латвийский рок-музыкант
© Фото из личного архива Андрея Яхимовича
И тут вдруг уже в наши дни совершенно неожиданно возникла группа энтузиастов, в основном из тогдашних рижских музыкальных коллективов (главным образом из рок-н-ролльных районов столицы - Болдерая и Усть-Двинска) или близким к ним, которые решили оживить, собрав буквально по крупицам, историю Рижского рок-клуба и, конечно, знаменитого и первого на всю Прибалтику рок-кафе "Саксофон", которое многие считали логичным продолжением закрывшегося к тому времени рок-клуба. На площадке "Саксофона" пробовали себя и рождались многие латвийские группы, альтернативные беспросветной попсе, заполонившей телевидение и радио. Разумеется, особое место в истории Рижского рок-клуба занимает уникальная в своем роде группа "Цемент" во главе с Андреем Яхимовичем, который в свое время и рок-клубом руководил, а потом и "Саксофоном". Группа, кстати, не пропала до сих пор – творит и даже записывает новый альбом "ехайды " в нынешнее безумное время, правда, проект называется "Цемент-Спутник". Об этом Андрей Яхимович и рассказал корреспонденту Sputnik Латвия:
"Вот сейчас, в 2021 году, Рижскому рок-клубу, выросшему из комсомольского кафе "Аллегро", которое было в Вецриге, исполнилось бы 39 лет. Словом, достойная цифра.
Тогда, в 1980-х, историю писали бы в тетрадях или блокнотах, а теперь уже в современном мире, где новые источники, хранители и распространители информации, историю пишут на каналах YouТube и в Facebook, что вполне логично. И, я думаю, правильно. Там в виртуальном мире собралась довольно большая группа реальных, инициативных и неравнодушных людей, которым не жалко своего бесценного времени ради очень благого дела. Причем времени они тратят очень много, поскольку находят какие-то архивные фотографии и аудио- и видеозаписи, о которых мы сами, музыканты, по правде говоря, давно позабыли, и все это они оцифровывают, переводят в новые форматы, сохраняют на современных носителях и выкладывают в открытом доступе в социальных сетях, что, как оказалось, интересно многим.
Латвийская рок-группа "Цемент"
© Фото из личного архива Андрея Яхимовича
На этих страничках на том же Facebook, например, группа "История Рижского рок-клуба" или "По местам боевой славы – все, связанное с рок-кафе "Саксофон", можно узнать с чего и как начался рок-клуб.
В те годы мы все варились в одном котле – в рок-кафе "Аллегро". Я тогда был очень большим активистом, хотя работал на исключительно серьезном закрытом предприятии при заводе "Альфа" - "Микроэлектроприбор", где изготавливали очень сложные штуки, которые использовались в том числе при запусках космических кораблей. И вот при всем при этом я занимался еще и полузапрещенной рок-музыкой, варясь в неформальном котле среди альтернативной молодежи.
Нагрузил я себя тогда еще и какой-то общественно-культурной работой, связанной с рок-клубом (точнее вначале был "Клуб современной музыки"), бегая по всяким кабинетам и подписывая разные бумажки, связанные с созданием и существованием "Клуба современной музыки". Он Риге был уже просто необходим, все кругом кипело и бурлило, ведь к тому времени появилась в Латвии уже не одна сотня музыкантов, которые каким-то образом находили друг друга и сливались в группы. Рижская комсомольская организация не шибко нас, музыкантов, поддерживала, так хотя бы не запрещала, поскольку до клуба современной музыки у нас просто не было возможности хоть где-то выступать: придешь в какой-нибудь кабинет с просьбой устроить концерт, а тебе просто укажут на дверь. А теперь хотя бы перестали запрещать выступать на сцене, поскольку мы приходили с прошением от горкома комсомола.
Андрей Яхимович
© Фото из личного архива Андрея Яхимовича
И, братцы, не поверите, но в те годы, в непонятно каких условиях и непонятно как рождалась уйма очень интересных групп, которые играли черт знает на чем, записывались в таких условиях, что теперь многим покажется просто нереальным. Но была жизнь, и было движение, причем такое, какого не было ни в нулевых, ни потом, когда все стало можно, легко было приобрести любое оборудование и обзавестись крутыми продюсерами. А мы тогда сами без всего этого делали столько, что нынешние группы могут только позавидовать.
К тому времени в 1985 году появилась и группа "Цемент" вслед за группой "Поезд ушел" с Гешей Эдельштейном и кантри-коллективом "Сельский час". "Цемент" – это у нас было такое выражение, что все в порядке, мол, крепко, как цемент, зацементировано – решено на все сто процентов и здорово.
Сейчас, кстати, в интернет-пространстве я сам вдруг нахожу первые клипы "Цемента" и свои интервью, о которых давным-давно забыл, например – "Программе "А" в 1990-х.
Да, кто-то упрекает нас, группы того времени, что плохо играли, но ведь играли, это было, это история, что-то делали, и теперь это приятно вспомнить огромному числу людей. Положа руку на сердце, можно смело сказать, что тогда делалось больше для мира музыки (в самом широком смысле слова), чем теперь. Хотя никто не понимал, как это делать, но все делали, а теперь есть все, но никто ничего не делает. И когда я слышу, что команда еще толком ничего не сделавшая, говорит сразу о "крутом продюсере", который легко "раскрутит" любые песни любой группы, сразу хочу сказать такому человеку или группе, чтобы он ничего и не начинал тогда делать: а у тебя (или у вас) вообще есть, что показать миллионам?
Андрей Яхимович
© Фото из личного архива Андрея Яхимовича
Впрочем, "Цемент" никуда не пропал, продолжает музыкальную деятельность, но в нынешнем формате, когда кругом пандемия, я делаю записи у себя дома, барабанщик где-то у себя и так далее, а потом все сводится опять же у кого-то дома. Условие одно: друзья, все должно звучать так, как будто мы собрались в одной комнате и решили сыграть, несмотря ни на что, ни на какие запреты и ограничения. Этот альбом проекта "Цемент-Спутник" будет называться "йохайды".
Сергей Иванцов, известный в творческом мире Риги как Сергей Дикий, считает, что история, которую теперь собирают энтузиасты в социальных сетях, например, в группе "По местам боевой славы – все, связанное с рок-кафе "Саксофон", важна не только для потомков, людей, далеких от мира музыки, но и для самих музыкантов, сопричастных тому музыкальному миру.
"Чтобы перед глазами сложилась целостная картина, поскольку каждый из нас видел только часть этой картины", - подчеркивает Иванцов, поэт и один из первых в Риге мастеров творческой татуировки.