Мировой олимпизм 127 лет в основном тихо-мирно существовал, отмечает автор радио Sputnik Кирилл Гришин. Свои нравы, обычаи и устои. Когда кто-то бузил - отстраняли от Олимпийских игр. Когда кому-то почему-то не хотелось ехать на ОИ – не приезжали, называли все бойкотом.
Политика всегда шла бок о бок, взяв под ручку спорт. Когда спортсмены принимали то, что не надо принимать, их дисквалифицировали. А еще лишали национального флага и гимна. Причем целые делегации. Борьба с допингом, конечно, идет нешуточная. Все во славу мудрого олимпийского девиза, который теперь дополнен одним малоприметным, обычно-обязательным, словом.
Теперь этот слоган звучит "Быстрее, выше, сильнее – вместе" (citius, altius, fortius – communis).
Люди, имеющие прямое отношение к спорту высших достижений, говорят, что ничего не изменилось. По сути, смысл один, а девиз объединяющий, говорит член МОК и президент Федерации тенниса России (ФТР) Шамиль Тарпищев. Все соответствует духу, вторит ему депутат Госдумы, президент Федерации керлинга России Дмитрий Свищев.
И вроде бы да, действительно все то же самое. Но важен контекст. И мы его напомним. Исполнительный комитет МОК 21 апреля 2021 года обсудил идею изменения олимпийского девиза. Первым эту идею выдвинул действующий президент МОК Томас Бах еще в марте, когда переизбирался на новый срок.
"Я предложил это, чтобы выразить нашу потребность в солидарности, <…> это будет нашим взносом в единство во всем мире и поможет адаптации людей к новым вызовам нашего времени", - рассказал Бах.
Ок, допустим, это про пандемию. Она, конечно, меняет мир и олимпизм, условия подготовки и соревнований и даже влияет на спартанские условия проживания, на которые в Токио жалуются все делегации. Так вот, пандемия это да, фактор, но не настолько же, чтоб ее "вписывать" в, казалось бы, незыблемый и вечный олимпийский девиз, согласитесь? Наверняка это пролог к чему-то более существенному и куда более важному, тому, что, например, отражает более важные изменения в олимпийском движении.
Смотрите, на ОИ в Токио приедет рекордное количество представителей ЛГБТ-коммьюнити – 157 атлетов, это больше, чем суммарное количество ЛГБТ-олимпийцев, участвовавших во всех летних Олимпийских играх, вместе взятых. Впервые в Играх примет участие 43-летний атлет-трансгендер – штангистка Лорел Хаббард, представляющая Новую Зеландию. И, кажется, это только начало больших изменений в олимпизме. И это тот вызов, на который мог намекать старина Бах.
ЛГБТ-движение запустило своего первого пилота на олимпийскую орбиту. Главные мировые соревнования – витрина мирового спорта – теперь становятся промоушеном группы атлетов с запутанным для большинства простых граждан половым статусом.
Соревнуйтесь конечно, но с себе подобными. И такие турниры, конечно, уже проводятся в ряде стран. Но кому-то понадобилось заявить об этом на Олимпийских играх. Борьба за права, равенство, равные возможности и т. п.
Но, позвольте, штангистка, которая большую часть своей спортивной карьеры была мужчиной, не будет ли совершенно случайно иметь преимущество перед другими? А позже им, чтобы конкурировать с трансгендерами "из-мужчин-в-женщины" придется форсировать подготовку и… делать такие же "кульбиты"? И все олимпийские виды спорта, получается, потенциально подвержены этому зарождающемуся тренду. И что тогда?
Интересно, что бы на все это сказал отец-основатель современного олимпийского движения француз Пьер де Кубертен? Как бы отреагировал первый президент Международного олимпийского комитета Деметриус Викелас? Кстати, слово "современное" в начале абзаца уже, похоже, безвозвратно утратило свой смысл.