РИГА, 17 июн — Sputnik, Дмитрий Олейников. Уровень теневой экономики в Латвии в прошлом году увеличился на 1,6% и достиг 25,5% ВВП, сообщил автор исследования, профессор Центра долгосрочного развития бизнеса Рижской высшей школы экономики Арнис Саука.
Он отметил, что доля теневой экономики в стране растет, начиная с 2012 года, и это, по его словам, является "нехорошим сигналом": "Если нам не удалось существенно снизить уровень теневой экономики тогда, когда экономика шла наверх, то еще сложнее это будет сделать сейчас, когда под влиянием COVID-19 экономика идет вниз. Прогнозирую, что в 2021-2022 годах показатели будут еще хуже".
Рост теневой экономики наблюдается и в других странах Балтии. В Литве теневой сектор вырос на 2,2% и, по результатам 2020 года, составил 20,4%. В Эстонии рост также составил 2,2% - до 16,5%. Для Литвы нынешний показатель теневой экономики является рекордным с 2009 года, когда был произведен первый подобный замер в странах Балтии, в свою очередь, в Эстонии нынешний уровень теневой экономики вернулся примерно к показателям 2018 года, когда он составлял 16,7% ВВП.
Основными "двигателями" теневой экономики в Латвии были зарплаты "в конвертах" - они создают 46,9% от общего объема теневой экономики в стране (в 2019 году – 44,1%). На втором месте значатся незадекларированные доходы – 29,9% (годом ранее – 32%), далее следуют незадекларированные работники – 23,2% (в 2019 году – 23,9%). В целом "в конвертах" были получены 23,5% от общего объема зарплат, выплаченных в стране (прирост за год 1,2%).
Ситуация безрадостная, поскольку государственные и муниципальные предприятия и организации (на них заняты порядка 200 000 жителей страны) выплачивают зарплаты исключительно официально, как и представители крупного бизнеса. Можно сделать вывод, что малый и средний бизнес, особенно в регионах, официальную зарплату не платил почти или совсем.
Исследователи подсчитали даже взятки. Выяснилось, что всеобщий уровень взяточничества (так называемый процент от дохода, который фирма платит за "решение вопросов", неофициально) в 2020 году, по сравнению с 2019 годом, увеличился на 0,2% и достиг 8,3%.
В свою очередь, средний процент от договорной суммы, чтобы обеспечить получение госзаказа в Латвии, согласно результатам исследования, составил 6,9% (рост на 1% за год). В Литве и Эстонии этот показатель значительно ниже: 5,6% и 3,9% соответственно.
Самым большим уровень теневой экономики был в Курземе, где показатель достигал 27,1%, в Риге уровень составляет 26,3%, в Латгалии – 19,2%.
Впрочем, есть и позитивные моменты – их отметил председатель правления Торгово-промышленной палаты Янис Эндзиньш: начиная с 2016 года среди предпринимателей постоянно растет доверие к Службе госдоходов (что подтверждается и другими подобными исследованиями). Правда, последний, 2020-й год чуть подпортил статистику – оценка бизнесом действий СГД упала с 3,50 до 3,41 по пятибалльной шкале. Связывают это с неудачными экспериментами по расчету и выплате пособий по простою, которые особо неуклюже выплачивались весной 2020 года, во время первой волны коронавируса. Ответственности СГД здесь, правда, нет или почти нет – правительство уполномочило эту службу заниматься расчетом и выплатами, навязав установленные нормативами "правила игры".
Так, генеральный директор Службы госдоходов Иева Яунземе, комментируя результаты исследований, прямо заявила – что если кто-то ждет, что СГД в одиночку справится с теневой экономикой, – то этого не будет. В распоряжении СГД 700 сотрудников, из них непосредственно проверками занимаются от силы 300 человек. Один в поле не воин, поэтому к борьбе с теневой экономикой, по словам Яунземе, должны подключиться все государственные организации в меру своей компетенции. В конечном счете коррупция является одной из основных частей теневого бизнеса, а органов, которые занимаются борьбой с этим явлением, в Латвии более чем достаточно.
Среди сделанных экспертами выводов есть и такие, что государство должно мотивировать предпринимателей, побуждая их честно платить налоги. Одними карательными и административными мерами проблему не решить – это признают все. Важным фактором является и прозрачность работы государственных организаций, чтобы предприниматели видели, что уплаченные ими налоги расходуются разумно и эффективно.
Отдельный вопрос – строительство. Отрасль в 2020 году была "самой теневой" – 28,7% от всего оборота проходило вне налогообложения. (За ней следуют оптовая торговля – 25%, сфера услуг – 24,9%, розничная торговля – 23,9% и производство – 23%). В контексте сказанного ряд экспертов задают риторические вопросы – насколько обоснованно "закачивать" в "самую теневую" сферу экономики значительные государственные и заемные ресурсы, полученные для разогрева экономики" в условиях COVID-19? Какая часть из них "сгорит", и как затем отдавать заемные деньги, если, по сути, часть из них не будет способствовать развитию легальной экономики?
Арнис Саука, исследователь, дает пессимистические прогнозы на ближайшие два года. С 1 июля правительство приняло решение существенно изменить налогообложение для малого бизнеса, частично занятых лиц и самозанятых. До этого повышение налогов коснулось микропредприятий. Есть все основания считать, что значительная часть из упомянутых групп предпринимателей и работников предпочтет уйти "в тень", чтобы сохранить доход, и без того весьма скромный. Кривую теневой экономики эта мера выведет в направлении вверх, да и доверия к правительству со стороны предпринимателей не прибавится.