РИГА, 19 мая — Sputnik, Андрей Татарчук. Юрмальские гостиницы и рестораны в новом летнем сезоне, который официально открывается 25 мая, не увидят чуда. Цены на номера в отелях в районе золотой мили возле улицы Йомас между возвращают гостей в начало двухтысячных. А пляжный сезон уже фактически начался, как убедились журналисты Sputnik Латвия на берегу между Майори и Дзинтари.
Юрмала - город, уникальный для Латвии тем, что там вопросы политической конкуренции менее важны, чем актуальные задачи городского развития. Это дает большую свободу и пространство для маневров в самоуправлении города, а в Юрмальской мэрии всего пятнадцать депутатов. Шесть - от бизнес-ориентированного Объединения "зеленых" и крестьян, три - от социал-демократического "Согласия" (обе партии - оппозиционные в парламенте). Популизм в здании думы в Майори не приветствуется, при этом правящая коалиция работает с оппозицией, прямо скажем, более эффективно и с уважением. Чего не скажешь о положении в Сейме.
Отдыхающие на улице Йомас в Юрмале
© Sputnik / Sergey Melkonov
Кофемашины как идеальный бизнес
Елизавета Кривцова убеждена: для курортной Юрмалы с населением 52 тысячи жителей вопросы городского развития и благоустройства важнее, чем политическая конкуренция. "Все же мы стараемся удержать Юрмалу открытым городом, в котором приветствуются инвестиционные проекты, и люди говорят на всех языках. Прямые инвестиции в Юрмале в 2020 году с его запретами и ЧС составили 60 миллионов евро - примерно две трети годового бюджета. Текущий годовой бюджет города - 90 миллионов евро. Несмотря на то, что часть подоходного налога забрал госбюджет Латвии, бюджет самоуправления стал больше примерно на миллион, чем был годом ранее".
Пустое здание в самом центре Юрмалы
© Sputnik / Sergey Melkonov
Рост бюджета прямо связан с ростом населения города, вытянувшегося узкой лентой вдоль побережья. Треть юрмальских гостиниц принадлежит российскому капиталу, большинство инвесторов зашли туда в начале прошлого десятилетия по госпрограмме, запущенной премьер-министром Айнарсом Шлесерсом, и действовашей три года. Тогда за сумму от 100 тысяч латов можно было приобрести в Юрмале дом или участок под строительство, получив на всю семью 5-летний вид на жительство. До 2014 года по программе "ВНЖ за покупку дачи" в Латвию успели приехать около 10 тысяч семей экспатов, в основном из России, а объем вложений капитала составил 1,1 миллиарда евро. Эта волна эмиграции напугала латвийских националистов, Сейм позже принял поправки к закону об иммиграции, предусматривающие повышение со 150 до 250 тысяч евро порога стоимости недвижимости, за приобретение которой иностранцы могут получить ВНЖ.
Посетители ресторана на открытой террасе в Юрмале
© Sputnik / Sergey Melkonov
А в 2015 году в юрмальском концертном зале "Дзинтари" состоялся последний музыкальный конкурс "Новая Волна" компании ARS, который после череды скандалов и разногласий организаторов ушел с берега Рижского залива на российское Черное море и с тех пор ежегодно проводится в Сочи. Потеря крупнейшего зарубежного конкурса популярной музыки сильно ударила по благосостоянию Юрмалы.
Депутат юрмальской думы Елизавета Кривцова (Согласие)
© Sputnik / Sergey Melkonov
"Не думаю, что мы когда-нибудь сможем вернуться на тот уровень, но в этом сезоне мы нашли оптимальный баланс для мероприятий в "Дзинтари" - это международные фестивали классической музыки, джаза, европейской и латышской музыки. К сожалению, в связи с чрезвычайной эпидемиологической ситуацией - а по темпам вакцинации Латвия одна из самых отстающих стран Европы - концертный зал для посетителей откроется под конец лета, по самым оптимистическим прогнозам. В этом сезоне, как и в прошлом, вам могут только предложить приобрести билеты на онлайн-концерты с участием маэстро Раймонда Паулса - это не совсем то, чего ждут зрители, привыкшие к живым выступлениям. Самоуправление дотирует содержание инфраструктуры концертного зала, он не может выйти на самоокупаемость в онлайн-режиме", - говорит депутат.
Концертный зал Дзинтари
© Sputnik / Sergey Melkonov
Вместе с Елизаветой Кривцовой журналисты Sputnik прошлись пешком по улице Йомас. Людей немного, и все это местные жители. Легендарное армянское кафе "Мадам Бриош" в начале улицы съехало, много пыльных витрин и новых трещинок на фасадах исторических построек. Единственные, кто отбивает вложения за сезон или быстрее - вендинговые кофейные аппараты, они установлены по всей Йомас и иногда даже напротив друг друга по разным сторонам улицы. Картонный стакан латте или венского кофе стоит 1,5 евро - почти вдвое дороже, чем в Риге.
Памятник эпохе обмена валют
Одиноким заколоченным памятником успехам прошлого стоит на обочине Йомас потускневший киоск обмена валют - с обозначениями рублей, долларов и евро. Террасы открыты, и свободных столиков не хватает, латвийцы соскучились по свободному общению в кафе и ресторанах. У террасы российского ресторана "Токио-сити" очередь людей в середине солнечного дня растянулась на полчаса, напротив, в армянском ресторане "Зангезур", свободных столов не было и в пределах нашего терпения не предвиделось.
Столики на улице у кафе на улице Йомас
© Sputnik / Sergey Melkonov
По прогнозам Кривцовой, новый туристический сезон станет повторением лета 2020 года, когда в Юрмале основными гостями были жители Литвы и в меньшей степени Эстонии, Германии и стран Скандинавии. Закрытые в связи с вирусной пандемией границы с Россией и сложности с пересечением границ в ЕС отрезали Юрмалу от обычного туристического наплыва. Гостиницы снижают цены, и сейчас в отеле "Пегас" на углу улицы Турайдас, напротив концертного зала "Дзинтари", где раньше располагался один из головных офисов всех юрмальских концертных фестивалей, номер на двоих в сутки стоит всего 70 евро. Подобные расценки также в отеле "Лиелупе" и в отеле "Балтик Бич", позиционирующихся как локации СПА-услуг в Юрмале.
Какими будут цены летом, конечно, зависит от заполняемости гостиниц. Но вряд ли случится чудо, когда юрмальские отельеры станут снова отказывать Алле Пугачевой и ее мужу Максиму Галкину в размещении в президентском номере дешевле, чем 2,5 тысячи долларов в сутки при оплате на всю неделю. Скорее всего, если правительство Латвии растянет на лето ограничения в связи с пандемией, гостиницы продолжат демпинговать на грани минимальной маржинальности.
Пляж в Юрмале
© Sputnik / Sergey Melkonov
"До начала пандемии самоуправление совместно с бизнесом развивало маркетинговые проекты для популяризации Юрмалы за границей. Прирост туристов составлял 5% в год, а в начале 2020 года - даже 20%. Еще одно направление развития очень важно - это преодоление фактора сезонности, дума Юрмалы поддерживала проекты бизнеса, связанные с проведением конференций, различных мероприятий, не зависящих от летней погоды. К сожалению, и это направление пришлось свернуть. Конечно, муниципалитет оказывает поддержку малому и среднему бизнесу, однако предстоит очень многое начинать сначала", - рассказывает Елизавета Кривцова.
Одно из новых направлений заключается в развитии туризма на воде. В Майори в этом сезоне будет действовать центр спортивного туризма, где будут предлагаться напрокат каяки и лодки. Юрмала за счет средств городского бюджета углубила фарватер в устье Лиелупе и рассчитывает на рост спроса на услуги инфраструктуры яхт-клуба. Все подобные проекты, конечно, развивает частный бизнес, а самоуправление оказывает маркетинговую или в ряде случаев грантовую поддержку наиболее перспективным стартапам.
Мимо концертного зала и на пляж
Маркетинг самоуправления вместе с активностью туристических фирм продвигает Юрмалу как место, куда обязательно нужно приехать, посетив Латвию. Совместно с банком SEB дума Юрмалы выделяет ежегодный грант в размере 10 тысяч евро наиболее многообещающему стартапу. Кроме того, до 50% софинансирования из средств городского бюджета можно получить, доказав, что это действительно нужный городу и туризму деловой проект. Одним из таких стал шеринг велосипедов "Некст байк", который не решался войти в Юрмалу. А вот вошел и уже разгоняется - город не менее активно, чем Рига, строит велодорожки (в мае начался ремонт рижской велотропы от автомобильного моста в Лиелуепе через Приедайне до юрмальской границы в Бабите), появились аппликации для смартфонов популярных вело-маршрутов.
Прокатный велосипед в Юрмале
© Sputnik / Sergey Melkonov
Например, озеро в Слоке - бывший советский карьер по добыче доломита, по планам думы, прошел территориальное планирование. Там появится зона отдыха, места для пикников и, возможно, коммерческие объекты. Этот доломитовый карьер - один из самых чистых в Латвии водоемов, там многие клубы дайвинга обучают нырять с аквалангами. Дума планирует провести исследования дна водоема и в дальнейшем предлагать часть берега и акватории в аренду. Но и, конечно, пляж - собственно, вокруг этой 50-метровой ленты песка, тянущейся вдоль побережья от Лиелупе до Каугури, строится довольно большая часть юрмальских законов и проектов.
Ресторан на пляже в Юрмале
© Sputnik / Sergey Melkonov
"У нас была застарелая проблема - кабинки для переодевания обслуживали организаторы "Новой волны", размещая на них рекламу фестиваля. Когда он ушел, этими кабинками стал снова заниматься департамент благоустройства города. На этот сезон приобрели новых 50 кабинок в дополнение к имеющимся, вскоре их установят. Также в этом году на аукционе куплено более 20 мест для пляжных ресторанов и бистро, цена на объекты там устанавливается просто - кто из предприятий предложит лучшую цену. Меньше 10 тысяч евро за место в самом оживленном пляжном районе Майори-Булдури. Конечно, это предельно сезонный бизнес. В 2019 году, когда лето было очень солнечным, предприниматели не ушли в минус, но если погода будет холодной и дождливой, это уже серьезные риски", - говорит наша собеседница.
Уже сегодня на пляже в Дзинтари по-летнему много отдыхающих. Сезон еще не начался, муниципальные службы даже еще не убрали тину после шторма. А люди уже рискуют купаться в воде залива, прогревшейся только до 7 или 8 градусов. Покрасневшие плечи, крики чаек и ритмичный шепот волн. Мужчины играют в волейбол, женщины ловят всей площадью тела лучи неяркого весеннего солнца, а дети носятся по песку, как ракеты, играют и кричат. Все как всегда беззаботно и просто на пляжах, все мы именно по этому соскучились.
Арт-объект скамейка с чайками в Юрмале
© Sputnik / Sergey Melkonov