РИГА, 13 мая — Sputnik. Желтые трамваи - это не только символ Лиссабона. В период, когда ЕС стремится снизить выбросы на 90% к 2050 году, трамваи возвращают себе былую популярность, пишет Politico.
Многие страны ЕС, включая Португалию, сделали электрический общественный транспорт центральным пунктом своих планов восстановления после пандемии, которые сейчас рассматривает Еврокомиссия.
"Мы усиливаем систему, созданную более 150 лет назад для обслуживания горожан, живущих на наших семи холмах, у которой теперь есть дополнительное преимущество - она не выбрасывает в атмосферу углерод", - говорит советник по мобильности Лиссабона Мигель Гашпар.
В первой половине прошлого века многие европейские города создали разветвленные трамвайные линии, однако в Западной Европе они были уничтожены из-за политики благоприятствования автомобилям.
"Лиссабон избежал этого тренда благодаря нашей уникальной географии, - говорит Гашпар. - Были попытки заменить трамваи автобусами, но они не смогли подниматься на наши крутые склоны или пробираться по нашим узким улицам".
Однако, хотя трамваи в Лиссабоне остались, по словам Гашпара, их плохо финансировали, и некоторые линии были закрыты в 1980-х и 1990-х годах.
В 2017 году город перенял систему общественного транспорта у правительства, и с тех пор стремится вернуть ей былую славу. В 2018 году был восстановлен маршрут трамвая 24, от центра города до квартала Аморейраш на севере столицы. Также восстановлена историческая сеть трамваев в центре города - некоторые маршруты были созданы еще в 1920-х годах.
На прошлой неделе мэр Лиссабона Фернандо Медина объявил, что на покупку 15 новых трамваев выделено 43 млн евро.
По всей Европе города либо восстанавливают старые трамвайные линии, либо создают новые. Еще один пример - Берлин. Хотя на восточной стороне города трамваи ездят еще по довоенным рельсам, на западе германской столицы с 1954 до 1967 года от трамваев избавились в пользу машин. Теперь их хотят вернуть. Транспортный сенатор Берлина Регина Гюнтер (партия "Зеленые") называет беспрецедентным проект по продлению восточных трамвайных линий в западные кварталы Кройцберг и Нойкёльн.
В амбициозном плане развития берлинского общественного транспорта стоимостью в 28 млрд евро центральное место занимают трамваи. В следующие 15 лет предполагается построить 70 км трамвайных путей. По словам Гюнтер, трамваи позволяют закрыть пробелы в транспортной сети города, так как обходятся дешевле метро.
В Берлине, как в капле воды, отразилась судьба трамваев в Европе. В то время как города бывшего советского блока, такие как Будапешт, Прага и Варшава, сохранили разветвленные сети трамваев, капиталистическая Европа избавилась от них, чтобы дать больше места личным автомобилям.
В последние годы этот тренд изменился: в 2004 году в Ноттингем после 70-летнего перерыва вернулись трамваи, а в 2017 году власти Страсбурга впервые с 1945 года открыли трамвайную линию в Германию через Рейн.
На юге Европы трамваи возвращают себе Милан и Рим, а на прошлой неделе министр по экологическим преобразованиям Тереса Рибера объявила о выделении 19,6 млн евро на расширение трамвайной сети Севильи, которая была основана в 1897 году, упразднена в 1960 году и восстановлена в 2007 году.
И хотя старые трамвайные сети верно служат городам, которые их сохранили, историческая инфраструктура может мешать развитию. Гашпар признает, что основное препятствие на пути восстановления старых линий и строительства новых - нехватка вагонов, способных ездить по уникальным лиссабонским рельсам.
"У нас есть 62 исторических трамвая, которые могут работать без соответствия современным требованиям доступности. Если мы захотим расширить трамвайную сеть, нам нужны будут новые трамваи, соответствующие стандартам ЕС и способные ездить по нашей колее, то есть сделанные на заказ", - объясняет он.
С подобными же проблемами столкнулись и власти Берлина, которые в этом месяце решились избавиться от чешских трамваев Tatra времен холодной войны и заменить их низкопольными, легко доступными современными трамваями.
Вдобавок к развитию трамваев европейские города делают их еще более экологичными, используя для их передвижения возобновляемую энергию. К примеру, в Лиссабоне пятую часть системы общественного транспорта, включающей водородные автобусы и электробусы, питает солнечная электростанция.
"Мы хотим сделать наш общественный транспорт более зеленым и на 54% сократить количество людей, которые ежедневно приезжают в Лиссабон на автомобилях", - говорит Гашпар.
Он надеется, что ЕС поможет городам, направив им дополнительное финансирование.