РИГА, 9 мая — Sputnik, Андрей Татарчук. Периметр мемориала Освободителям обнесен почти километром железного составного барьера, окрашенного в желтый цвет с трафаретом "Полиция". Этот барьер куплен на финансовые средства, выделенные полиции Латвии после визита президента США Билла Клинтона в Ригу в 1996 году и используется в редких случаях на массовых мероприятиях.
Учитывая, что к памятнику Освободителям обычно приходило до 200 тысяч людей, то есть как минимум каждый девятый житель, включая детей и стариков, контроль над проведением праздника является самой приоритетной на сегодня задачей полиции. К сожалению, дело не только в соблюдении мер чрезвычайной эпидемиологической ситуации: в случае Латвии важно избежать конфликтных ситуаций и провокаций.
У памятника Освободителям Риги
© Андрей Татарчук/Sputnik Латвия
Цветы - это самое малое
Праздник, собственно, начался уже 8 мая с традиционной уже акции партии Русский Союз Латвии (РСЛ) и Латвийского антинацистского комитета (ЛАК). Огромная пятиконечная звезда из зажженных свечей на фольге, которую они строили на ступенях мемориала, была видна даже издали в сумерках. И эта горящая звезда освещала памятник всю прошлую ночь. Вечером уже в темноте активисты общества 9мая.lv тепло пели песни фронтовых лет.
Они принесли на мемориал сотни наполненных гелием шариков - конечно, красных, ведь это цвет знамени страны, избавившей половину Европы, включая нашу крошечную Латвию, от оккупации по плану "Ост" и нацистского бесчеловечного режима.
Люди все приходили к памятнику - пожилые и молодые, семьями, поодиночке и с детьми. И это важно. Пожалуй, это сама суть праздника 9 мая в Риге - она заключается в абсолютной демократичности, когда каждый, невзирая на свою национальность, если считает это делом своей совести и чести, отдает дань памяти подвигу советских воинов, сбросившим с нашей республики иго германской оккупации.
Верховный атаман Прибалтийского казачества Станислав Васильевич Дудкин пришел к мемориалу Освободителям с сыном и внуком. В его роду воевал отец, Владимир Филиппов, участник десанта советских парашютистов в Венгрии с участием сила 2-го и 3-го Украинских фронтов. А брат матери казачьего атамана, родившийся 23 февраля 1923 года, погиб под Курском 19 марта 1943-го… до начала битвы на Курской дуге оставалось почти три месяца и солдат так и не узнал никогда, что генералы Жуков и Ватутин победят танковые черепахи Манштейна и Гота.
Верховный атаман Прибалтийского казачества Станислав Васильевич Дудкин
© Андрей Татарчук/Sputnik Латвия
"А у нас все прадеды воевали в 130-м Латышском стрелковом корпусе Красной Армии, прошли больше трех лет войны и закончили ее в Курземе после капитуации нацистов только в мае 1945 года. Цветы - это самое малое, что мы можем сделать для предков, благодаря которым наша страна уже почти восемьдесят лет на знает никаких войн и оккупаций", - говорит молодой человек по имени Ренарс. Вместе со своей подругой Илзе он пришел в парк с букетами тюльпанов, простая и естественная человеческая мотивация.
День не для тех, кто скулит о поражении
Сегодня в парке Победы люди не делятся на политические партии и этносы - это общенациональный народный праздник. Один из создателей Латвийского антинацистского комитета Иосиф Корен вспоминает родителей.
"Наша семья в начало Великой Отечественной войны была эвакуации в городе Копейск Челябинской области - оттуда мама ушла на фронт и окончила войку в Кенингсберге, освободив по дороге Вильнюс. Отец родом из Румынии и его на фронт не пустили (на стороне стран нацистской оси, в частности, под Сталинградом, воевали румынские дивизии), но отец войну прошел в железнодорожных войсках. А мама была наводчицей артиллерийского орудия. Что тебе рассказать, говорила. Как я сижу на гаубице и навожу орудие по вертикали, а подружка по горизонтали - а тут взрыв, на мне ни царапины, а подруга в клочья остается на лафете? Война была тяжелым испытанием для всех, но мы победили и 9 мая - большой день для тех, кто празднует победу, а не скулит о поражении", - говорит Корен.
Организатор акции "Бессмертный Полк" Маргарита Драгиле и депутат Юрмальского городского самоуправления Елизавета Кривцова сегодня собираются еще раз прийти к мемориалу Освободителям днем, а потом погулять в парке.
У памятника Освободителям Риги: Лиза Кривцова (слева) и Маргарита (справа)
© Андрей Татарчук/Sputnik Латвия
"Все мои дедушки воевали, бабушка прошла блокаду в Ленинграде. Один дед дошел до Берлина, а второй дедушка записался на фронт добровольцем и ушел из дома, оставив записку "Мама, папа, я ушел в армию. Целую, Лев". 9 мая я буду в парке с цветами и детьми, ведь "Бессмертный полк" - это праздник семейной памяти!", - говорит Драгиле.
"Мой дедушка воевал в авиации, но - на земле, он был техником-механиком наземного обслуживания самолетов. В Юрмале у нас четыре воинских захоронения - в Кемери, Слоке, Булдури и в Приедайне, и конечно, в День Победы я буду в рижском парке Победы с цветами", - рассказала Елизавета Кривцова.
Для победителей и праведников
Сопредседатель партии РСЛ и депутат Рижской думы Мирослав Митрофанов убежден, что праздник может быть только в честь победы.
"В Латвии всегда представители армии и полиции отдавали дань памяти павшим советским воинам на солдатских мемориалах, это так - и то, что 8 мая министр обороны Артис Пабрикс с генералом Леонидом Калниньшем возложили цветы на братском кладбище красноармейцев в Джуксте, это вовсе не прецедент. Однако с точки зрения официальной государственной идеологии Латвии, теперь об этом говорят и в Польше, это была война без победителей, без праведников.
Героизацию латвийского легиона СС осторожно поддерживает небольшая часть правящей элиты, потому что в США нацизм не может быть глорифицирован, там наци - символ дьявольского тотального зла для всей демократической цивилизации. Но что удалось сделать латвийской правящей коалиции за последние десятилетия - то, что, возможно, во мнении около 40% населения Латвии легионеры СС являются героями. Если бы западные партнеры разрешили, это была бы очень масштабная глорификация, но американцы не одобряют Гитлера и его союзников", - заявил Митрофанов.
У памятника Освободителям Риги: Мирослав Митрофанов и Любовь Жданова
© Андрей Татарчук/Sputnik Латвия
А ветеранов с правильной стороны с боевыми наградами становится все меньше и меньше. Не пропаганда историков-ревизионистов, а их фронтовые воспоминания являются подлинными документальными свидетельствами воинского мужества и героизма, который проявил советский народ в разгроме нацистского режима. Президент Фонда защиты Латвийского государства "Лачплесис" Янис Иварс Каспарсонс говорит, что примирение между идеологиями Красной армии и частей СС невозможно.
"Латвийский президент Андрис Берзиньш в 2012 году сделал попытку примирения, но безуспешно. Люди могут примириться, наверное, да и сколько ветеранов осталось? А доктрина нацизма и то, что у частей СС руки по локоть в крови мирных жителей, евреев, делает примирение невозможным. В 2012 году одна хуторская молодая журналистка спросила у нашего ветерана 130-го Латышского стрелкового корпуса Мейера Дейча, увы, уже ушедшего: а почему вы пошли в советскую армию, а не в латышские дивизии "Ваффен СС". Он ответил: хотя бы потому, что, к сожалению, в 1943 году все евреи в Латвии были убиты. И воевать тоже надо уметь: в обороне потери всегда меньше, один к двум или трем, но легион СС потерял 80 тысяч солдат и офицеров, только пячась и отступая на запад", - говорит Каспарсонс.
Янис Иварс Каспаронс - офицер-отставник, ветеран легендарной 43-й Гвардейской Латышской стрелковой дивизии. Этой дивизии 13 октября 1944 в день освобождения от частей группы армий "Центр" латвийской столицы было присвоено почетное звание "Рижская". Документальный фильм "Латышские штыки Великой Победы" в рамках спецпроекта "Латышские штыки Великой Победы: настоящие герои Латвии", подготовленного Sputnik Латвия к 76-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, рассказывает о вкладе латышей в большое общее достижение всех советских народов.