РИГА, 8 мая — Sputnik, Андрей Татарчук. "Латвия не участвовала во Второй мировой войне, это была война других стран. Наши парни были призваны в армии по обе стороны фронта, они воевали для чужих целей в иностранных армиях, у нас тоже было много жертв среди гражданского населения. Я должен сказать, что Латвия - одна из стран, которые больше всего пострадали во время Второй мировой войне, не участвовала в войне как государство", - заявил латвийский президент и главнокомандующий Эгилс Левитс в субботу, 8 мая, у мемориала на воинском Братском кладбище, где латышский истеблишмент традиционно почтил память погибших во Второй Мировой войне.
Президент Латвии Эгилс Левитс в День Европы пришел возлагать цветы к мемориалу на воинском Братском кладбище
© Sputnik / Sergey Melkonov
Этот мемориал в районе Браса на севере Риги, работы скульптора Карлиса Зале, автора монумента Отечеству и Свободе, расположенному в центре Риги, можно назвать символической иллюстрацией к словам президента. На Братском кладбище покоится около двух тысяч солдат, офицеров и чинов старшего командного состава, погибших на поле брани или перезахороненных за более чем сто лет.
Компромиссность после гибели
Солдаты самых разных армий - за исключением немецкого Ландесвера и белогвардейцев Бермонта-Авалова, погибшие на латвийской земле, представляли самые различные и часто противоположные вооруженные силы. Начиная с октября 1915 года, когда Латвии не существовало, здесь хоронили стрелков, павших в боях Первой мировой войны. После февральской революции 1917 года здесь хоронили солдат, расстрелянных за отказ сражаться в царской армии, а весной 1919 года - красных латышских стрелков, погибших в борьбе с контрреволюцией.
Здесь похоронен Фрицис Розиньш - латвийский большевик и председатель правительства первой независимой Латвийской Республики Исколат (1917—1918). Здесь, рядом с могилами латвийских воинов, павших в Великой Отечественной войне, и бойцов партизанских отрядов, сражавшихся с нацистами.
Мемориал на воинском Братском кладбище в Риге
© Sputnik / Sergey Melkonov
Парадокс латвийского ноу-хау в том, что рядом с участниками антигитлеровского сопротивления уже в независимой Латвии торжественно перезахоронены местные нацисты.
Возле центральной скульптурной группы Скорбящей Матери, между плит с именами генералов и неизвестных солдат времен довоенной Латвии, находятся могильные плиты группенфюрера СС Рудольфа Бангерского - главного вербовщика пушечного мяса в 15-ю и 19-ю дивизии легиона "Ваффен СС Леттланд". Тут также могильный камень штандартенфюрера СС Волдемара Вейса, убитого на Волховском фронте в Ленинградской области в 1943-м.
С января по апрель того же года Вейс командовал 281-м Абренским латышским полицейским батальоном, принимавшим участие в карательной антипартизанской операции "Зимнее волшебство" в треугольнике Себеж - Освея - Полоцк. В ходе этой операции убито 10-12 тысяч мирных жителей, угнано в концлагеря и на принудительные работы 7500, сожжено 439 населенных пунктов и образовалась полоса выжженной земли шириной 15 километров в Освейском районе.
Там до сих пор не возродились деревни, сожженные карателями. В День Европы его жертв поминают зажженными свечами в окнах домов.
Свечи Дня Европы
День Европы латвийские политики отмечают с 2004 года, с момента вступления Латвии в Европейский союз. Вот особенный, абсолютно латвийский и общеевропейский либеральный концептуализм!
Идея в том, что Братское кладбище в Риге объединяет навсегда самых жестких, непримиримых противников - и все это в духе Дня Европы, который европейское сообщество еще в 1985 году приняло решение отмечать 9 мая. Как символ толерантности между самыми различными странами, включая государства, которые раньше воевали друг с другом (или пришли в Латвию, чтобы убить здесь все 75 тысяч евреев в рамках плана "Ост", построить гетто, лагеря смерти и шталаги для военнопленных). Теперь хороший тон все прошлые зверства толерантно смягчить и отпустить.
На Братском кладбище сегодня возложила цветы спикер Сейма Инара Мурниеце, представляющая Национальное объединение. Она прибыла к мемориалу вместе с либертарианкой Марией Голубевой, депутатом парламента от коалиционной фракции "Для развития/За!".
Депутат сейма Мария Голубева и спикер Сейма Инара Мурниеце
© Sputnik / Sergey Melkonov
Память жертв Второй мировой войны почтили министр обороны Артис Пабрикс из этой же правительственной партии и командующий Национальными вооруженными силами (НВС) страны генерал-лейтенант Леонид Калниньш. После чего Пабрикс и Калниньш также посетили волость Джукстес под Тукумсом, где в такой же день ровно 76 лет назад в плен Красной армии сдались части группы вермахта легионеры "Ваффен СС".
В Джукстес, где находился Джукстенский котел, из которого немцы в последний год войны пытались прорваться из окружения на последние корабли в сторону Германии, находятся два кладбища. На одном похоронены немецкие солдаты и легионеры "Ваффен СС Леттланд". А на втором - воины 130-го Латышского стрелкового корпуса. И там, и там на надгробиях почти сплошь латышские имена. Капитуляция запертой в Курляндском котле группы армий "Курляндия" под командованием генерал-полковника Карла Хильперта невозможна была без участия 130-го Латышского стрелкового корпуса под командованием генерал-майора Детлавса Бранткалнса.
Скромная могильная плита из черного гранита, под которой лежит легендарный командир латышских красноармейцев, находится за пределами мемориала, но тоже на рижском Братском кладбище.
Рижане уже несут цветы к памятнику Освободителям (где в 20.00 сегодня партия Русский Союз Латвии проводит акцию памяти - но не больше 10 человек, в масках и социальное дистанцирование, - ред.) и к могиле Бранткална. Завтра там все будет утопать в цветах.